Вакцинация от опоясывающего лишая может уменьшить риск развития деменции на 20% или замедлить течение болезни у тех, у кого она уже есть. К таким выводам пришла исследовательская группа Стэнфордского университета (США).
Вакцина от слабоумия может быть реальной, и некоторые из нас ставили ее

Если дальнейшие исследования подтвердят эти результаты, уже существующая вакцина может стать способом профилактики и даже лечения деменции — неизлечимого заболевания, которым страдают около 57 миллионов человек по всему миру.
Что показало исследование?
Ученые проанализировали медицинские данные более чем 280 000 жителей Уэльса в возрасте от 71 до 88 лет. Они хотели оценить влияние государственной программы вакцинации от опоясывающего лишая, запущенной в 2013 году.

Исследователи обнаружили, что пожилые люди (79–80 лет), получившие вакцину, к 2020 году на 20% реже сталкивались с развитием деменции по сравнению с теми, кто не подходил под критерии для прививки.
Старший автор исследования, доцент медицины Стэнфорда доктор Паскаль Гельдсетцер, назвал это «по-настоящему впечатляющим результатом» и добавил:«Этот мощный защитный эффект сохранялся независимо от того, как мы анализировали данные».
Более того, в недавнем последующем исследовании, опубликованном в журнале Cell, те же ученые обнаружили, что вакцина оказывает защитное действие и среди тех, кому деменция была диагностирована еще до 2013 года.
Среди 7 049 жителей Уэльса с диагнозом деменции почти половина умерла за последующие девять лет. Но среди тех, кто был привит, умерли лишь 30%.

«Самое вдохновляющее в этом то, что вакцина от опоясывающего лишая может быть не только профилактической мерой, но и потенциальной терапией для людей, у которых деменция уже есть», — отмечает Гельдсетцер.
Ранее уже появлялись исследования, указывающие на возможную связь между прививкой от лишая и снижением риска деменции, но их результаты осложнялись тем, что вакцинируются чаще люди, ведущие более здоровый образ жизни. Значит, их защита могла быть связана не с самой вакциной.
Однако в новом исследовании этого искажения удалось избежать благодаря особенностям программы вакцинации: прививку могли получить только те, кому 1 сентября 2013 года исполнилось 79 лет.

«Мы знаем, что если взять тысячу человек, родившихся на одной неделе, и тысячу — родившихся неделей позже, между ними не будет значимых различий в среднем», — объясняет Гельдсетцер. «Это схожие группы, различающиеся лишь на неделю по возрасту».
Иными словами, ученые могли напрямую сравнить две одинаковые группы людей — с одинаковой долей приверженных и неприверженных здоровому образу жизни — единственное различие между которыми заключалось в доступности вакцины. Это сделало выявление ее эффекта намного проще.
