Ученые проанализировали траектории развития более 34 тысяч выдающихся людей — от нобелевских лауреатов до олимпийских чемпионов и ведущих шахматистов. Теперь работа, опубликованная в журнале Science, ставит под сомнение популярный миф о том, что ранний талант автоматически ведет к взрослому успеху.
Исследование: не все выдающиеся люди были вундеркиндами

Почему вундеркинды редко становятся гениями
Команда под руководством профессора Арне Гюллиха из Университет Кайзерслаутерна-Ландау выявила устойчивую закономерность. Лучшие в детстве и лучшие во взрослом возрасте — как правило, разные люди.
- Те, кто в итоге достиг выдающегося уровня в своей работе, в юности развивались постепенно, не доминировали в своей возрастной группе и не спешили узко специализироваться.
Ранний фокус на одной дисциплине, подчеркивают авторы нового исследования, часто ведет к выгоранию, травмам или «застреванию» в области, которая со временем перестаёт интересовать.
Гении из истории
Исторические примеры хорошо иллюстрируют этот вывод.
- Альберт Эйнштейн в детстве испытывал речевые трудности и считался слабым учеником.
- Стив Джобс бросил колледж, не имея четкого плана.
- Писательница Джоан Роулинг не поступила в Оксфорд и окончила университет без отличий.
- Баскетболист Майкл Джордан не прошел отбор в школьную команду.
- Кинодел Уолт Дисней был уволен за «отсутствие воображения».
Ни один из них не выглядел будущей иконой в ранние годы.
Авторы исследования подчеркивают: путь «позднего расцвета» не исключение, а скорее норма. Постепенное развитие, сочетание разных интересов — например, науки и искусства — и отказ от раннего давления дают более устойчивый результат, чем ставка на мгновенные победы.

