Новое исследование человеческих останков из древней Нубии почти вдвое увеличило число известных науке татуированных людей этого региона. Так, ученые зафиксировали татуировки не только у взрослых, но и у младенцев и маленьких детей. Это ставит под вопрос прежние представления о возрасте, целях и смысле подобных практик.
В Судане нашли мумии детей с татуировками на лице! Вот что они значат

В Судане нашли мумии детей с татуировками на лице
Команда исследователей из Аризонского университета и Университета Миссури в Сент-Луисе, США, изучила 1 048 человеческих останков с территории современного Судана.
- С помощью мультиспектральной и ближней инфракрасной съемки удалось выявить татуировки на коже 27 человек разного возраста и пола.
- Многие из этих изображений невозможно заметить невооруженным глазом — они «проявляются» только под инфракрасным светом.
- Наиболее высокая концентрация татуированных людей была зафиксирована на памятнике Кулубнарти, относящемся к средневековому христианскому периоду: там татуировки обнаружили примерно у 19% изученных останков.
По мнению авторов, это может быть самым ранним свидетельством христианских татуировочных традиций в Северо-Восточной Африке, которые частично сохранились и в более поздних практиках региона.
Особое внимание исследователей привлекли татуировки у детей младше 3 лет. В некоторых случаях на теле одного ребенка фиксируются сразу несколько рисунков, нанесенных, вероятно, в разное время.
Древние татуировки
Сами изображения представляли собой простые узоры — точки и штрихи, нанесенные, скорее всего, ножами, а не иглами.
- Часто встречается мотив из четырех точек, образующих ромб на лбу. Ученые предполагают, что он мог символизировать христианский крест и быть связан с крещением или религиозной защитой.
Существует и альтернативная гипотеза: татуировки могли выполнять медицинскую функцию. Исследователи не исключают, что родители татуировали детей в попытке защитить их от болезней, например, лихорадок или малярии.
Хотя точное значение этих татуировок остается неясным, находка существенно расширяет представление о роли тела, веры и медицины в древних обществах Нубии.


