Метод синтетической биологии (реверс-инжиниринг) позволил группе под руководством Бетюль Качар заглянуть в эпоху, когда атмосфера Земли была лишена кислорода и насыщена метаном. Объектом внимания стала нитрогеназа — важнейший белок, превращающий атмосферный азот в доступную для живых существ форму.
Ученые реконструировали фермент, расщеплявший азот 3,2 миллиарда лет назад

Биологи воссоздали «молекулярную окаменелость» в лаборатории. Они «отмотали» время назад, сравнивания генетические отличия в различных клетках и постепенно двигаясь к «общему предку». В результате ученым удалось воссоздать белок, существовавший 3,2 миллиарда лет назад.
Это дает возможность увидеть, как первые микроорганизмы осваивали жизненно важные питательные вещества задолго до появления сложных организмов. Работа опубликована в журнале Nature Communications.
«Мы выбрали фермент, который фактически задал тон жизни на нашей планете, а затем исследовали его историю. Без нитрогеназы жизнь в том виде, в каком мы ее знаем, была бы невозможна», — подчеркивает соавтор работы Бетюль Качар. Анализ показал, что механизмы работы этого древнего белка оставались стабильными на протяжении миллиардов лет, несмотря на колоссальные изменения окружающей среды.
След в камне
Вторая часть исследования была посвящена проверке точности изотопных подписей, которые нитрогеназа оставляет в древних породах. Ученые не были до конца уверены, что современные представления об этих химических следах верны применительно к далекому прошлому.
Но эксперимент с «воскрешенным» ферментом подтвердил: изотопный след нитрогеназы идентичен на протяжении всей истории Земли. Это открытие превращает азотные изотопы в надежный биомаркер для астробиологов. Теперь у исследователей есть выверенный инструмент для оценки потенциальных признаков жизни на других планетах.
Это открытие необыкновенно важно для исследований Марса. Марсоходы умеют измерять соотношение изотопов азота-15 и азота-14. Но ученые не были уверены: одинаково ли «расщепляют» азот древние ферменты и современные?
Работа Бетюль Качар доказала: изотопная подпись нитрогеназы не менялась миллиарды лет. Это значит, что если будущие миссии обнаружат специфическое соотношение изотопов азота, мы сможем с гораздо большей уверенностью сказать: «Да, это сделал живой организм, похожий на земной», а не просто удар молнии.


