Проблема накопления техногенного мусора на орбите становится критической: ежедневно в атмосферу входят остатки спутников и ступеней ракет. Традиционные радары хорошо справляются с наблюдением на орбите, но часто ошибаются в прогнозах места падения на тысячи километров.
Датчики землетрясений следят за падением обломков космических аппаратов

Новая методика, описанная в журнале Science, опирается на то, что массивные объекты входят в плотные слои воздуха на скоростях, значительно превышающих звуковую. Это порождает мощные ударные волны — звуковые удары, подобные тем, что создают военные истребители.
Эти колебания достигают поверхности и фиксируются высокочувствительными датчиками, предназначенными для мониторинга землетрясений. Анализируя время задержки сигнала на разных станциях, физики могут с высокой точностью восстановить маршрут объекта, определить моменты его разрушения в воздухе и вычислить координаты падения несгоревших фрагментов.
Как отмечает ведущий автор работы Бенджамин Фернандо: «В прошлом году ежедневно в нашу атмосферу входило по несколько спутников, и у нас нет независимого подтверждения того, где именно они вошли, распались ли на части, сгорели или достигли земли. Это растущая проблема, которая будет только усугубляться». Использование сейсмических данных позволяет получать информацию в режиме реального времени, что критически важно для оперативного реагирования.
Точность и безопасность
Применение 127 сейсмометров в южной Калифорнии показало, что реальный путь обломков «Шэньчжоу-15» пролегал на 40 километров севернее траектории, предсказанной Космическим командованием США. Такая погрешность может быть решающей, когда речь идет о токсичных компонентах или радиоактивных материалах на борту аппаратов.
Примером служит инцидент с российским зондом «Марс-96», оставившим при падении следы плутония. Его обломки нашли в ледниках Андов только спустя годы.
Быстрое обнаружение места падения с помощью сейсмического метода позволяет локализовать опасные зоны и начать дезактивацию в течение часов. Новая методика превращает обычные сейсмические станции в дополнительный эшелон системы планетарной безопасности.


