
Гений-самоучка: как Иван Кулибин создал лифт для Екатерины II

- Дата рождения21 Апреля 1735
- Род деятельностиинженер, механик, изобретатель
- Страна рожденияРоссия
- Дата смерти11 Августа 1818
- ПолМужской
- В браке сНаталья, Авдотья Щербакова, Марья Докукина
- РодителиПетр Кулибин
- Дети12 детей
- Полное имяИван Кулибин
Сегодня имя Ивана Кулибина стало нарицательным — так называют мастеров-самоучек, которые добились успехов в своем деле. При жизни изобретателя многие его идеи были не оценены, но позже выяснилось, что Кулибин опередил свое время на столетия. Сейчас же его мосты и механизмы стали прообразами современных технологий.
Часовщик без образования, покоривший императрицу
Иван Кулибин вырос в семье торговца мукой. Отец был уверен, что сын продолжит семейное дело. Однако мальчика увлекали механизмы, а не торговые расчеты. Вместо того, чтобы учиться особенностям купеческого дела, он мастерил из подручных средств деревянные флюгеры, чтобы наблюдать за ветром, трещотки, которыми отпугивал птиц от урожая, и миниатюрные водяные мельницы. Однажды маленький Кулибин спас рыбу в пересыхающем пруду, соорудив плотину со шлюзом.
В 17 лет Иван Петрович впервые увидел настенные часы у соседа. Механизм заинтересовал юношу, и он уговорил хозяина дать ему разобрать их. Позже он неудачно пытался сделать деревянную копию. Хотя попытка и не увенчалась успехом, страсть Кулибина к механизмам лишь разгорелась.
В один день отец отправил Кулибина в Москву по торговым делам, где тот познакомился с часовщиком Любковым, который научил Ивана Петровича азам часового ремесла. Вернувшись домой, Кулибин собрал свои первые часы — точную копию соседских.
К 1760-м годам Иван Петрович считался лучшим часовым мастером Нижнего Новгорода. Когда в город приехала Екатерина II, он решил преподнести ей необычный подарок — часы в форме гусиного яйца. Это был уникальный механизм, где все 427 мельчайших деталей были собраны вручную. Это был также и музыкальный механизм, который играл мелодии, сочиненные самим Кулибиным. Кроме того, внутри яйца был крошечный театр — там двигались фигурки, разыгрывающие пасхальные сценки.

Императрица была поражена и пригласила талантливого самоучку в Петербург, где назначила его главой механической мастерской Академии наук.
Лифт для императрицы и другие изобретения Ивана Кулибина
В Академии Кулибин начал сотрудничать со многими учеными и механиками того времени: физиком Логином Крафтом, математиком Леонардом Эйлером и другими. Общение с ними повысило уровень знаний Ивана Петровича и позволило ему создать множество изобретений.
Прожектор-фонарь
Кулибин придумал прожектор, который усиливал свет одной свечи за счет зеркал так, что корабли могли его видеть за 500 метров. Позже моряки рассказывали, что аборигены Аляски, увидев такой свет на судне Шелехова, приняли русских за повелителей солнца.
Одноарочный мост через Неву
В 1770-х Иван Петрович принялся за проект одноарочного моста через Неву. Не сразу, но он смог построить модель 1:10, которая выдержала груз в 62 тонны — в 12 раз больше расчетного. По плану Кулибина мост должен был быть длиной 300 м без опор. Однако чиновники сочли проект изобретателя слишком смелым и не отказались от реализации.

Самокатная повозка
Кулибин также создал «самокатку» — прообраз велосипеда и автомобиля. Она могла перевозить одного-двух пассажиров и развивать скорость до 16 км/ч. Однако современники сочли изобретение Ивана Петровича лишь забавой.
Механические протезы ног
Проект Кулибина, который прижился среди людей его времени, — механические протезы ног с подвижными суставами и амортизацией. Военные хирурги отмечали, что они были гораздо удобнее европейских аналогов.

Лифт для Екатерины II
В 1793 году 64-летней Екатерине II стало труднее подниматься по лестницам Зимнего дворца. Тогда Кулибин предложил не просто механический лифт, а кресло для императрицы. Он создал винтовой механизм, который приводился в движение слугами.

Перпетуум-мобиле
До конца своей жизни Кулибин работал над созданием вечного двигателя, но так и не достиг успеха.
Забытый и брошенный: Иван Кулибин
В 1801 году, когда на российский престол взошел Александр I, Иван Кулибин подал в отставку. Перед отъездом из Петербурга он удостоился аудиенции у царя, после которой Александр I оплатил все долги изобретателя и даже выделил средства на новые опыты — Кулибин мечтал доработать свою идею с водоходами, которые могли бы плыть против течения Волги без бурлаков.
Вернувшись в Нижний Новгород, Иван Петрович принялся за работу — он измерил скорость течения реки своим же прибором, построил новую модель судна и даже доказал, что оно работает. Однако идея не заинтересовала купцов, которые предпочли дешевый труд бурлаков, и пустили модель Кулибина на дрова.

Тогда изобретатель решил вернуться к еще одному своему старому проекту — мосту через Неву. В тот же 1801 год Иван Петрович предложил четырехпролетный чугунный мост, затем упростил его до трех пролетов. Он был первым в мире, кто придумал использовать металлические решетчатые фермы, как в современных мостах. Но казна снова отказалась выделять деньги на проект.
В 1813 году пожар уничтожил дом Кулибина со всеми чертежами, моделями и инструментами. Изобретатель какое-то время жил у своего ученика, затем у дочери. Он влез в долги, пытаясь продолжать работать, но все его идеи оставались лишь на бумаге. В 1818 году Иван Петрович умер, не оставив своей семье наследства.