Был влюблен в небо: как Отто Лилиенталь собрал самые первые планеры

Был влюблен в небо: как Отто Лилиенталь собрал самые первые планеры, фото
  • Дата рождения
    23 Мая 1848
  • Род деятельности
    изобретатель, конструктор, летчик-испытатель, летчик
  • Дата смерти
    10 Августа 1896
  • Пол
    Мужской
  • Семейное положение
    Женат
  • Образование
    Королевская ремесленная академия
  • В браке с
    Агнес Фишер
  • Родители
    Карл Густав Лилиенталь, Кэролайн Лилиенталь
  • Дети
    Фриц Ганс, Анна Мари Тереза, Фридрих Герман Отто, Фрида Элиза Хелена Лилиентали
  • Полное имя
    Отто Лилиенталь
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Еще при жизни Отто Лилиенталя называли «отцом полета». Он стал первым, кто не побоялся исполнить свою мечту и взмыть в воздух, как птица. Конструктор подарил миру планер и биплан. Правда, небо стало для него не только вдохновением, но и смертью.

Птицы как вдохновение: первые шаги Отто Лилиенталь в планеризме

Отто Лилиенталь появился на свет в 1848 году. Местом его рождения стал немецкий городок Анклам. Отец Отто, Карл Густав Лилиенталь, был состоятельным купцом. В его браке с Кэролайн Лилиенталь у мужчины родилось восемь детей — только трое не умерли во младенчестве.

Вместе с младшим братом Густавом и сестрой Мари Отто на протяжении жизни работал над техническими и социальными проектами.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В начальной школе на уроках биологии мальчик заинтересовался строением тела птиц. Он был настолько заворожен тем, как они взмывают в небо, что решил непременно повторить это сам. Отто вместе с Густавом даже сконструировали из подручных материалов крылья, однако попытка взлететь не увенчалась успехом.

Отто Лилиенталь готовится к полету
Отто Лилиенталь готовится к полету
Wikimedia Commons
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

По окончании гимназии Отто поступил в Техническое училище в Потсдаме. Параллельно он работал на машиностроительном заводе Schwarzkopf до 1866 года. После он получил приглашение поступить в конструкторское бюро при фабрике. Изобретатель завершил обучение в Королевской ремесленной академии уже в 1870-м.

Однако пробыть в свободном плавании он долго не смог. В том же году его призвали в армию. Во время франко-прусской войны Отто Лилиенталь участвовал в осаде Парижа. Наблюдая за воздушными шарами, которые использовали французы для обстрела врагов, Лилиенталь убедился, что нужно вернуться к своим «крылатым» аппаратам.

Как Отто Лилиенталь сконструировал первый планер

Как ни странно, прорыв Лилиенталя произошел далеко не в планеризме. В 1877 году он запатентовал горную врубовую машину. Всего за жизнь конструктор представил двадцать одно устройство для промышленности.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В 1881 году Отто Лилиенталь открыл собственную мастерскую в Берлине. Он занимался производством паровых котлов, причем настолько удачно, что через пару лет уже мог позволить себе крупный завод. Это и стало первым шагом к мечте. С 1889 года Лилиенталь приступил к изготовлению летательных аппаратов.

Наброски Лилиенталя
Наброски Лилиенталя
Wikimedia Commons
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Он хотел обязательно повторить полет птиц. Конструктор делал зарисовки журавлиного крыла, а также пробовал парить сам. Лилиенталь надевал крылья и выставлял их по направлению ветра — так он учился чувствовать потоки воздуха. Однажды на одном из холмов в деревне Лихтенфельд Отто и Густав построили стартовую площадку, с которой было удобно планировать вниз.

Посмотреть на Лилиенталей приходили все местные жители: в XIX веке идея человеческого полета казалась только фантазией.

Сложность состояла в том, что пилот должен был прекрасно понимать физику полета. Управлять планером приходилось телом: смещать центр тяжести, вовремя наклоняясь. В 1891 году Отто Лилиенталь поставил первый рекорд: он пролетел на моноплане 25 метров. Это значило, что его задумка — не просто мечта!

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Конструктор совершил более двух тысяч полетов. Он экспериментировал с размером и формой крыльев или даже добавлял дополнительное, тем самым улучшая аэродинамику. Так он построил первый биплан. Лилиенталь оснащал свои аппараты эластичными рейками, которые защищали при падении, а также придумал специальный руль.

Отто Лилиенталь, 1893 год
Отто Лилиенталь, 1893 год
Deutsches Museum
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В 1894 году Отто Лилиенталь запустил первое в мире самолетостроительное производство. Он изготавливал свои летательные аппараты из ивовых веток и полотен, а также оборудовал их килем и стабилизатором. Конструктор подарил первые планеры ученому Николаю Жуковскому, изобретателю Перси Пильчеру и летчику Генри Герингу. Братья Райт называли Лилиенталя своим учителем.

Отто Лилиенталь и театр

Предприятия Лилиенталя оказались невероятно успешными. Это позволило ему приобрести берлинский Остэндкий театр, который Отто сделал доступным даже для малоимущих граждан. Иногда он даже выступал на сцене сам, а также режиссировал и писал пьесы.

«Жертвы неизбежны»: последний полет Отто Лилиенталя

Как и подобает любителю неба, Лилиенталь погиб во время полета. В 1996 году он проверял новую конструкцию биплана. Именно к нему он добавил жесткий каркас и руль, который регулировал уровень наклона. Сначала все шло хорошо, но когда Отто Лилиенталь поднялся на высоту 15 метров, порыв ветра подхватил аппарат и резко обрушил на землю.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Разбитый биплан Лилиенталя, 1896 год
Разбитый биплан Лилиенталя, 1896 год
GettyImages

При ударе конструктор получил перелом третьего шейного позвонка. Лилиенталя увезли в больницу. По пути он впал в кому и умер на следующий день в Берлинской университетской клинике. Перед смертью Отто Лилиенталь сказал брату Густаву: «Жертвы неизбежны». Он знал о небезопасности нового тестового полета, однако откладывать его все же не стал.

Чем еще знаменит Отто Лилиенталь