Был влюблен в небо: как Отто Лилиенталь собрал самые первые планеры

- Дата рождения23 Мая 1848
- Род деятельностиизобретатель, конструктор, летчик-испытатель, летчик
- Дата смерти10 Августа 1896
- ПолМужской
- Семейное положениеЖенат
- ОбразованиеКоролевская ремесленная академия
- В браке сАгнес Фишер
- РодителиКарл Густав Лилиенталь, Кэролайн Лилиенталь
- ДетиФриц Ганс, Анна Мари Тереза, Фридрих Герман Отто, Фрида Элиза Хелена Лилиентали
- Полное имяОтто Лилиенталь
Еще при жизни Отто Лилиенталя называли «отцом полета». Он стал первым, кто не побоялся исполнить свою мечту и взмыть в воздух, как птица. Конструктор подарил миру планер и биплан. Правда, небо стало для него не только вдохновением, но и смертью.
Птицы как вдохновение: первые шаги Отто Лилиенталь в планеризме
Отто Лилиенталь появился на свет в 1848 году. Местом его рождения стал немецкий городок Анклам. Отец Отто, Карл Густав Лилиенталь, был состоятельным купцом. В его браке с Кэролайн Лилиенталь у мужчины родилось восемь детей — только трое не умерли во младенчестве.
В начальной школе на уроках биологии мальчик заинтересовался строением тела птиц. Он был настолько заворожен тем, как они взмывают в небо, что решил непременно повторить это сам. Отто вместе с Густавом даже сконструировали из подручных материалов крылья, однако попытка взлететь не увенчалась успехом.

По окончании гимназии Отто поступил в Техническое училище в Потсдаме. Параллельно он работал на машиностроительном заводе Schwarzkopf до 1866 года. После он получил приглашение поступить в конструкторское бюро при фабрике. Изобретатель завершил обучение в Королевской ремесленной академии уже в 1870-м.
Однако пробыть в свободном плавании он долго не смог. В том же году его призвали в армию. Во время франко-прусской войны Отто Лилиенталь участвовал в осаде Парижа. Наблюдая за воздушными шарами, которые использовали французы для обстрела врагов, Лилиенталь убедился, что нужно вернуться к своим «крылатым» аппаратам.
Как Отто Лилиенталь сконструировал первый планер
Как ни странно, прорыв Лилиенталя произошел далеко не в планеризме. В 1877 году он запатентовал горную врубовую машину. Всего за жизнь конструктор представил двадцать одно устройство для промышленности.
В 1881 году Отто Лилиенталь открыл собственную мастерскую в Берлине. Он занимался производством паровых котлов, причем настолько удачно, что через пару лет уже мог позволить себе крупный завод. Это и стало первым шагом к мечте. С 1889 года Лилиенталь приступил к изготовлению летательных аппаратов.

Он хотел обязательно повторить полет птиц. Конструктор делал зарисовки журавлиного крыла, а также пробовал парить сам. Лилиенталь надевал крылья и выставлял их по направлению ветра — так он учился чувствовать потоки воздуха. Однажды на одном из холмов в деревне Лихтенфельд Отто и Густав построили стартовую площадку, с которой было удобно планировать вниз.
Сложность состояла в том, что пилот должен был прекрасно понимать физику полета. Управлять планером приходилось телом: смещать центр тяжести, вовремя наклоняясь. В 1891 году Отто Лилиенталь поставил первый рекорд: он пролетел на моноплане 25 метров. Это значило, что его задумка — не просто мечта!
Конструктор совершил более двух тысяч полетов. Он экспериментировал с размером и формой крыльев или даже добавлял дополнительное, тем самым улучшая аэродинамику. Так он построил первый биплан. Лилиенталь оснащал свои аппараты эластичными рейками, которые защищали при падении, а также придумал специальный руль.

В 1894 году Отто Лилиенталь запустил первое в мире самолетостроительное производство. Он изготавливал свои летательные аппараты из ивовых веток и полотен, а также оборудовал их килем и стабилизатором. Конструктор подарил первые планеры ученому Николаю Жуковскому, изобретателю Перси Пильчеру и летчику Генри Герингу. Братья Райт называли Лилиенталя своим учителем.
«Жертвы неизбежны»: последний полет Отто Лилиенталя
Как и подобает любителю неба, Лилиенталь погиб во время полета. В 1996 году он проверял новую конструкцию биплана. Именно к нему он добавил жесткий каркас и руль, который регулировал уровень наклона. Сначала все шло хорошо, но когда Отто Лилиенталь поднялся на высоту 15 метров, порыв ветра подхватил аппарат и резко обрушил на землю.

При ударе конструктор получил перелом третьего шейного позвонка. Лилиенталя увезли в больницу. По пути он впал в кому и умер на следующий день в Берлинской университетской клинике. Перед смертью Отто Лилиенталь сказал брату Густаву: «Жертвы неизбежны». Он знал о небезопасности нового тестового полета, однако откладывать его все же не стал.