С высоты птичьего полета: как Джордж Феррис изобрел колесо обозрения

С высоты птичьего полета: как Джордж Феррис изобрел колесо обозрения, фото
  • Дата рождения
    14 Февраля 1859
  • Род деятельности
    инженер-строитель, инженер
  • Страна рождения
    США
  • Дата смерти
    22 Ноября 1896
  • Пол
    Мужской
  • Образование
    Политехнический институт Ренсселера
  • В браке с
    Маргарет Энн Битти
  • Родители
    Джордж Вашингтон Гейл Феррис (старший) и Марта Эджертон Хайд
  • Полное имя
    Джордж Феррис
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сегодня колесо обозрения — любимый многими аттракцион, который помогает увидеть город с высоты птичьего полета. Так, самое большое в мире чертово колесо Ain Dubai в Дубае позволяет подняться на высоту в 250 метров. Однако, если бы не Джордж Феррис и его желание создать что-то, превосходящее Эйфелеву башню, аттракциона бы не появилось.

От железной дороги до колеса обозрения: интерес Джорджа Ферриса к строительству

Джордж Вашингтон Гейл Феррис-младший родился и вырос в Гейлсберге, городе, основанным его дедом. Но свое первое образование в военной академии юноша получил в Окленде, куда в 1875 году переехала его семья. Затем Феррис поступил в Политехнический институт Ренсселера, откуда выпустился в 1881 с дипломом инженера-строителя.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

После окончания обучения Джордж устроился в Нью-Йоркское железнодорожное конструкторское бюро, где занимался проектировкой железной дороги. Однако особенный интерес у него был к строению мостов. Это вылилось в основание собственной компании G.W.G. Ferris & Co. Организация занималась проверкой и испытанием металлов для железных дорог и мостов.

Однажды Феррис узнал о том, что в 1893 году в Чикаго пройдет Всемирная колумбийская выставка. Организаторы мероприятия объявили конкурс: необходимо создать памятник или сооружение, которое бы превзошло Эйфелеву башню. Тогда Джорджу пришла идея создать «своего рода вертикальную карусель», чтобы посетители смогли увидеть всю выставку с высоты птичьего полета. Однако проектировщикам идея не понравилась, ведь те считали, что подобная конструкция будет слишком дорогой и опасной.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Колесо обозрения до Ферриса
widget-interest

Считается, что в XVII веке в Болгарии были «колеса удовольствия», на которых пассажиры ехали на креслах, подвешенных к деревянным кольцам и вращаемых сильными мужчинами.

 

Еще упоминание подобной конструкции встречалось в письмах римского путешественника Пьетро делла Валле. Он был в Константинополе, где посетил фестиваль Рамадан и увидел «великое колесо».

 

А в 1892 году, за год до Всемирной колумбийской выставки, Уильям Сомерс установил три 15-метровых деревянных колеса и даже получил патент США на «круговую развязку». Однако его технология сильно отличалась от изобретения Джорджа Ферриса.

Создание колеса обозрения

Джордж Феррис был готов к тому, что его идею посчитают слишком сложной, а потому не опустил руки, а принялся за поиск инвесторов и уважаемых инженеров, которые бы поддержали его задумку. У него это удалось, и комитет по планированию выставки был вынужден пересмотреть свое решение и дать согласие.

Инженер принялся за работу, однако сразу понял, что 400 000 долларов будет недостаточно, и стал искать новые источники, а также вложил свои 250 000 долларов в производство. Окончательно же на строительство было потрачено 750 000 долларов. Для колеса потребовалось более 100 000 деталей — оно было самым большим куском стали, сделанным в то время, в США.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Основной частью колеса обозрения была ось, которая весила более 40 тонн. Ее было необходимо поднять на 42 метра в воздух, что сделали с помощью двух башен.
Колесо обозрения в процессе строительства
Колесо обозрения в процессе строительства
WikiCommons
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

После того, как колесо обозрения была собрано, первыми на нем прокатились мэр Чикаго и сам Джордж Феррис с женой.

Поездка на колесе обозрения для всех

В мае 1893 года Всемирная колумбийская выставка открыла свои двери для всех желающих, и колесо обозрения принялось за постоянную работу. Каждый день оно перевозило более 37 000 пассажиров. Поездка длилась около 20 минут, за это время колесо делало два полных оборота.

Почему колесо обозрения еще называют «чертовым»

1) По одной из версий, строители при постройке колеса обозрения работали в очень короткие сроки, из-за чего уставали и называли аттракцион «чертовым».

 

2) Согласно другой версии, название связано с дальнейшей судьбой Джорджа Ферриса. После Всемирной выставки инженер расстался с женой, обанкротился, а после ему диагностировали сыпной тиф, из-за которого он стремительно скончался.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

За все время работы Всемирной выставки на колесе обозрения прокатилось более двух миллионов человек, каждый из которых платил по 50 центов.

Колесо обозрения на Всемирной колумбийской выставке
Колесо обозрения на Всемирной колумбийской выставке
WikiCommons
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Будущее колеса обозрения после Всемирной выставки

Сразу после Всемирной колумбийской выставки колесо обозрения было демонтировано и перевезено на одну из улиц Чикаго. А вскоре его и вовсе продали Сент-Луису, где оно приняло участие еще и в Луизианской выставке 1904 года.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

После аттракцион был снесен с помощью 90 кг динамита. Затем сдан на металлолом.

Остатки оригинального колеса обозрения после разрушения
Остатки оригинального колеса обозрения после разрушения
WikiCommons

Однако это не было финалом для колеса обозрения, а лишь началом. В сентябре 1893 года Джеймс Грейдон получил патент на копию изобретения Ферриса, что стало отправной точкой для распространения колеса обозрения по миру. Затем оно появилось и в Лондоне, и в Вене, и в Париже.

С высоты птичьего полета: как Джордж Феррис изобрел колесо обозрения на «ТехИнсайдер»