С высоты птичьего полета: как Джордж Феррис изобрел колесо обозрения

- Дата рождения14 Февраля 1859
- Род деятельностиинженер-строитель, инженер
- Страна рожденияСША
- Дата смерти22 Ноября 1896
- ПолМужской
- ОбразованиеПолитехнический институт Ренсселера
- В браке сМаргарет Энн Битти
- РодителиДжордж Вашингтон Гейл Феррис (старший) и Марта Эджертон Хайд
- Полное имяДжордж Феррис
Сегодня колесо обозрения — любимый многими аттракцион, который помогает увидеть город с высоты птичьего полета. Так, самое большое в мире чертово колесо Ain Dubai в Дубае позволяет подняться на высоту в 250 метров. Однако, если бы не Джордж Феррис и его желание создать что-то, превосходящее Эйфелеву башню, аттракциона бы не появилось.
От железной дороги до колеса обозрения: интерес Джорджа Ферриса к строительству
Джордж Вашингтон Гейл Феррис-младший родился и вырос в Гейлсберге, городе, основанным его дедом. Но свое первое образование в военной академии юноша получил в Окленде, куда в 1875 году переехала его семья. Затем Феррис поступил в Политехнический институт Ренсселера, откуда выпустился в 1881 с дипломом инженера-строителя.
После окончания обучения Джордж устроился в Нью-Йоркское железнодорожное конструкторское бюро, где занимался проектировкой железной дороги. Однако особенный интерес у него был к строению мостов. Это вылилось в основание собственной компании G.W.G. Ferris & Co. Организация занималась проверкой и испытанием металлов для железных дорог и мостов.
Однажды Феррис узнал о том, что в 1893 году в Чикаго пройдет Всемирная колумбийская выставка. Организаторы мероприятия объявили конкурс: необходимо создать памятник или сооружение, которое бы превзошло Эйфелеву башню. Тогда Джорджу пришла идея создать «своего рода вертикальную карусель», чтобы посетители смогли увидеть всю выставку с высоты птичьего полета. Однако проектировщикам идея не понравилась, ведь те считали, что подобная конструкция будет слишком дорогой и опасной.
Создание колеса обозрения
Джордж Феррис был готов к тому, что его идею посчитают слишком сложной, а потому не опустил руки, а принялся за поиск инвесторов и уважаемых инженеров, которые бы поддержали его задумку. У него это удалось, и комитет по планированию выставки был вынужден пересмотреть свое решение и дать согласие.
Инженер принялся за работу, однако сразу понял, что 400 000 долларов будет недостаточно, и стал искать новые источники, а также вложил свои 250 000 долларов в производство. Окончательно же на строительство было потрачено 750 000 долларов. Для колеса потребовалось более 100 000 деталей — оно было самым большим куском стали, сделанным в то время, в США.

После того, как колесо обозрения была собрано, первыми на нем прокатились мэр Чикаго и сам Джордж Феррис с женой.
Поездка на колесе обозрения для всех
В мае 1893 года Всемирная колумбийская выставка открыла свои двери для всех желающих, и колесо обозрения принялось за постоянную работу. Каждый день оно перевозило более 37 000 пассажиров. Поездка длилась около 20 минут, за это время колесо делало два полных оборота.
За все время работы Всемирной выставки на колесе обозрения прокатилось более двух миллионов человек, каждый из которых платил по 50 центов.

Будущее колеса обозрения после Всемирной выставки
Сразу после Всемирной колумбийской выставки колесо обозрения было демонтировано и перевезено на одну из улиц Чикаго. А вскоре его и вовсе продали Сент-Луису, где оно приняло участие еще и в Луизианской выставке 1904 года.
После аттракцион был снесен с помощью 90 кг динамита. Затем сдан на металлолом.

Однако это не было финалом для колеса обозрения, а лишь началом. В сентябре 1893 года Джеймс Грейдон получил патент на копию изобретения Ферриса, что стало отправной точкой для распространения колеса обозрения по миру. Затем оно появилось и в Лондоне, и в Вене, и в Париже.