Что же на самом деле сказал перед своей смертью Лаврентий Берия?

Расстрел — высшая мера наказания, которая осталась лишь на страницах учебников по истории вместе с теми известными личностями, которые были к ней приговорены. К сожалению или к счастью, сейчас эта мера не применяется.
Что же на самом деле сказал перед своей смертью Лаврентий Берия?

У Лаврентия Берии были далеко идущие планы после смерти вождя, но им не суждено было реализоваться. Падение Берия оказалось еще стремительнее, чем взлет по карьерной лестнице. Еще в 1946 году в честь новоиспеченного маршала звучали дифирамбы:

«Суровой чести верный рыцарь, Народом Берия любим. Отчизна славная гордится Бесстрашным маршалом своим»

Но, увы, он пережил Сталина лишь на девять с небольшим месяцев.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Никите Хрущеву, которого никто из партийных лидеров не воспринимал всерьез, удалось перетянуть на свою сторону военных. В том числе и самого Георгия Жукова. И 26 июня 1953 года Берия был арестован прямо на заседании Совета министров, на котором Хрущев обвинил Берию в антигосударственной деятельности. Арест прошел тихо и практически незаметно для московских обывателей.

«Жуков скомандовал Берии: "Руки вверх!" Москаленко и другие достали оружие, считая, что Берия может пойти на какую-то провокацию. Берия рванулся к своему портфелю, который лежал на подоконнике, у него за спиной. Я схватил Берию за руку, чтобы он не мог воспользоваться оружием, если оно лежало в портфеле. Потом проверили: никакого оружия там не было, ни в портфеле, ни в карманах. Он просто сделал какое-то рефлекторное движение», - вспоминал Н.С. Хрущев.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

После ареста Лаврентий Берия содержался в бункере штаба Московского военного округа, и его камера сохранилась до сих пор. Кроме самого Лаврентия, «обезглавили» шестерых его приближенных из МВД. Министр внутренних дел стал первой жертвой борьбы за власть, а также единственным, кого ждала смертная казнь.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

После судебного процесса, 23 декабря 1953 года Берия был расстрелян, в том же подземном бункере. В прессе сразу же началась демонизация образа Берии, который был выставлен кровавым палачом.

Лаврентий Берия
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Гадко жил и более гадко умер

Перед казнью Берия произнес официальную речь, в которой опроверг все предъявленные обвинения, за исключением некоторых, включая внебрачные связи, извращения и прочие, по его мнению, вещи, которые не несли антигосударственной направленности. А также попросил зачесть ему реальные заслуги перед родиной.

По словам Маршала Жукова, Берия в последние минуты своей жизни закатывал истерики, лил слезы, умолял не делать этого, ползал на коленях.

«При расстреле Берия держал себя очень плохо, как самый последний трус. Истерично плакал, становился на колени и, наконец, весь обмарался. Словом — гадко жил и более гадко умер», — вспоминал Георгий Жуков.

Однако, тюремщик, майор Хижняк, который с первого дня был приставлен к Берии в интервью газете «Вечерняя Москва» от 28 июля 1994 года опроверг воспоминания маршала Жукова.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Не было этого. Я же с самого начала и до конца был с ним. Никаких колен, никаких просьб. Он молчал. Только какая-то сильная бледность, и правая сторона его лица все время чуть-чуть подергивалась», — рассказал Хижняк.

Приговор был исполнен генералом Павлом Батицким в присутствии членов суда: Михайлова, Шверника, Батицкого, Москаленко, его адъютанта, прокурора Руденко.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Перед смертью промолвил только одно слово

Есть, правда, и альтернативная версия событий, о которой рассказывал сын Берии Серго Лаврентиевич, а также дочь Сталина Светлана Аллилуева. Согласно ей, никакого заседания Совмина 26 июня 1953 года не было. Лаврентий Берия был убит в перестрелке в собственном доме, когда его пытались захватить заговорщики.

В своем последнем слове он был краток, сказав перед смертью только:

«Скоты!»

Нет ни одного фото Берии во время судебного процесса. Протоколы его допросов и письма, в которых Лаврентий Павлович просит о снисхождении к нему, существуют только в копиях. Ряд следственных документов составлены неправильно, а в материалах дела и вовсе отсутствуют отпечатки пальцев Берии. Также нет ни одного протокола очных ставок Берии с его «подельниками» или свидетелями, что противоречит нормам уголовно-процессуального кодекса, указывающего на необходимость этой процедуры. Очень странно для суда над «жестоким палачом».

Вопрос остается один: а был ли вообще суд?