Цензура не пропустила: почему в СССР запретили комедию «Сердца четырех», мелодраму Кончаловского и другие фильмы

В Советском Союзе цензура стояла на первом месте. Любая неувязка с официальным курсом страны, нелепая шутка, одежда или знак, который мог бы расцениваться неправильно — это лишь малая часть списка, из-за чего многие фильмы годами лежали на полке в ожидании своего звездного часа.
Цензура не пропустила: почему в СССР запретили комедию «Сердца четырех», мелодраму Кончаловского и другие фильмы
Фотодом

«Скворец и Лира» (1974)

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  • Режиссер: Григорий Александров
  • В главных ролях: Любовь Орлова, Петр Вельяминов

Пожалуй, это самый известный запрещенный в СССР фильм про шпионов, в котором по сюжету разведчики Людмила и Федор выполняют важные задания советского руководства в Германии предвоенных, военных и послевоенных лет... Почему фильм запретили? Над истинной причиной запрета можно только гадать. По одной версии двухсерийная военная драма так и не вышла в кино из-за разгоревшегося в апреле 1974 года шпионского скандала с арестом в Западном Берлине разведчика КГБ Гюнтера Гийома. Другие говорят, что сама Любовь Орлова забраковала фильм, увидев себя на экране. Нечего было подписываться на роль 30-ти летней девушки в возрасте 71 года. Тут не то что гример не справится, тут и пластическому хирургу наших лет придется повозиться. Съемочная группа шла на различные ухищрения, чтобы скрыть возраст актрисы, но увы, зрителя не обманешь.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж» (1967)

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  • Режиссер: Андрей Кончаловский
  • В главных ролях: Ия Саввина, Геннадий Егорычев, Александр Сурин

Фильм «История Аси Клячиной» — мелодрама о любви гордой и кроткой девушки к непутевому водителю, снятая Андреем Кончаловским в 1967 году. Фильм сделан в полудокументальной манере, где почти все его герои — не профессиональные актеры. Через камеру режиссер рассказывает нам о жизни советского человека в глухой деревне. На экране появляются фронтовики, бывшие узники лагерей, зритель слышит их подлинную речь, видит их боль и тоску, которая идеологически не вписывалась в соцреализм. Это и стало причиной негодования чиновников, вызвав ожесточенные споры. Картину требовали порезать и переснять, но съемочная группа отказалась это делать. Поэтому премьеры фильм дождался только в 1987 году, а в 1994-м Кончаловский снял продолжение — «Курочку Рябу», которое вызвало в обществе не меньше споров.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Сердца четырех» (1941)

  • Режиссер: Константин Юдин
  • В главных ролях: Валентина Серова, Евгений Самойлов, Людмила Целиковская, Павел Шпрингфельд

Романтическую комедию «Сердца четырех» начали снимать еще до Великой Отечественной в 1940 году. Это классический водевиль, действие которого разворачивается вокруг двух сестер Мурашовых. Галя — доцент математики, строгая и спокойная. Шура — студентка, веселая и наивная. Сюжет наполнен множеством комедийных ситуаций, а в центре фильма, конечно же, — любовь. С окончанием монтажа фильма началась вoйна. В прокат ленту не пустили, так как один из персонажей — командир Красной Армии, в фильме всего лишь комичный персонаж. На фоне развивающихся событий в стране такую ленту сочли неуместной и даже неуважительной. «Сердца четырех» пролежали на полке «Мосфильма», дождавшись окончания вoйны. Посмотрели фильм более 19 миллионов зрителей, но тем не менее нашлись критики, которые не приняли картину из-за излишней легкомысленности.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Комиссар» (1967)

  • Режиссер: Александр Аскольдов
  • В главных ролях: Нонна Мордюкова, Ролан Быков, Раиса Недашковская

Это единственный полнометражный фильм режиссера Александра Аскольдова, которого после запрета «Комиссара» на 20 лет лишили права работать в кинематографе. Действие картины разворачивается в эпоху гражданской вoйны. Это история беременной главной героини (Нонна Мордюкова), бывшей прачки, ставшей суровым комиссаром, и бедной еврейской семьи, в которой она временно живет. Режиссер продемонстрировал на примере простых людей, как пагубно отразилась на них революция, и что любая революция, ровно как и вoйна, является чистейшим злом. Его взгляд на события тех лет не совпадал с советской идеологией. Запрет «Комиссара» был неизбежен, Аскольдова клеймили и критиковали, а фильм было велено уничтожить. К счастью, сохранилась одна копия, которую спас режиссер. Целых 20 лет фильм ждал своего звездного часа, чтобы заслуженно получить признание в СССР и за рубежом.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Одинокий голос человека» (1977)

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  • Режиссер: Александр Сокуров
  • В главных ролях: Татьяна Горячева, Андрей Градов

Александру Сокурову всегда было свойственно снимать филосовски сложные фильмы, которые находили отклик в узком кругу аудитории киноклубов. Свой режиссерский путь он начал с своеобразного и сложного фильма «Одинокий голос», основанного на прозе Андрея Платонова, о красноармейце Никите, ищущем любви после пережитых ужасов Гражданской вoйны. Фильм так раздражал руководство своей мрачной атмосферой, лишенной революционной «духоподъемности», что он тотчас же оказался на грани уничтожения, а не просто отправки «на полку». Все равно «кассу не соберет», так как ни один фильм Сокурова никогда не собирал массовую аудиторию — ни в СССР, ни в России. Стараниями оператора Сергея Юриздицкого ленту все же удалось спасти и выпустить на экраны спустя десять лет.