Однажды он вызвал на дуэль родного дядю за то, что тот отбил у 17-летнего Пушкина его девушку Лошакову на балу. В другой раз хотел застрелить 65-летнего старика Ивана Ланова. Хорошо, что вовремя опомнился и не взял грех на душу. А писателя Ивана Руссо вызвал на дуэль по причине личной неприязни. Хорошо, что 24 из 29 дуэлей не состоялись, а то свет бы не узнал Пушкина как поэта. Но пять дуэлей Пушкина все-таки состоялись, и одна стала роковой.
Все дуэли вспыльчивого Пушкина: сколько раз на самом деле стреляли в великого поэта
Сколько дуэлей было у Пушкина за всю жизнь
В принципе, культура дуэлей появилась в Европе в Средние века. Оскорбленный рыцарь мог простить все, но не посягательство на его честь. Рыцарства в России не было, зато дворянство охотно переняло такой вариант разрешения конфликтов: «Или ты, или я». Государство было против, но за всеми драками уследить было невозможно.
Как известно, Пушкин рос в небогатой, но дворянской семье. А потому для него сохранение чести и достоинства стояло на первом месте: это легко отследить в его творчестве. Но как тут всегда быть в спокойствии, когда на тебя постоянно совершаются нападки? Это сегодня конфликты решаются либо конструктивно, либо ограничиваются переброской крепкими словцами. А тогда любое огорчение стоило целой жизни. А Пушкин, будем честны, был не из кротких.
Александр Сергеевич был готов расстаться со своей жизнью как минимум 29 раз. Причем состоялись лишь 5 дуэлей, на которых Пушкин вел себя по-разному.
Насколько хорошо стрелял Пушкин на дуэлях
Следует заметить, что Пушкин в принципе не на всех состоявшихся дуэлях стрелял. Но это не помешало ему прослыть хорошим дуэлянтом и достойным соперником. Интересно, что образ поэта связан не только с цилиндром, но и с тростью. Аксессуар Александра Сергеевича весил столько же, сколько и пистолет: четыре килограмма. Сам поэт отмечал, что серебряный набалдашник позволял ему привыкнуть к весу оружия, чтобы на дуэли рука не дрогнула. Сегодня эта трость находится в музее в Михайловском.
За свою недолгую из-за пристрастия к дуэлям жизнь Пушкин научился видеть в драках на пистолетах искусство. Взять, например, его последний, роковой поединок. Тогда Василий Жуковский написал в письме отцу Александра Сергеевича:
— Браво!
Между тем кровь лила из раны»
Все дуэли Пушкина
Как мы уже выяснили, всего 24 теоретических и 5 воплощенных дуэлей Пушкина. Все они, на наш взгляд, не стоят намеренного риска жизнью. Пушкин сам вызывал на дуэль и сам провоцировал на вызов других. Самая первая его дуэль произошла в 18-летнем возрасте. Видимо, юный Пушкин решил «потренироваться» на родственниках и вызвал на поединок двоюродного дядю. Будучи 17-летним влюбленным лицеистом, в 1816 году поэт смертельно обиделся на Павла Ганнибала за то, что тот отбил у него девушку на балу. На что 40-летний хозяин дома дружелюбно и ласково ответил:
Вызвал Павла Ганнибала;
Но, ей-богу, Ганнибал
Ссорой не подгадит бал!»
После чего сделал «обнимашку с Сашкой». Было бы неплохо, если бы все дуэли заканчивались миром. Однако в жизни Александра Сергеевича были настоящие дуэли, где ни одна из сторон не решила мириться. И первый состоявшийся поединок тоже, как ни странно, связан с четверостишием.
К оружию приглашается Вильгельм Кюхельбекер
В 1819 году, осенью, другу по лицею Вильгельму Кюхельбекеру не по душе пришло сочинительство Пушкина:
Да Яков запер дверь оплошно,
Так было мне, мои друзья,
И кюхельбекерно и тошно.
Кюхельбекер был в бешенстве. А ведь этот долговязый, глухой на одно ухо юноша был объектом насмешек не только Пушкина: над ним издевались и другие лицеисты, называвшие его «Кюхлей». Но великий поэт пошел в словообразовании дальше. Услышав от Жуковского, что он не принял приглашение на ужин из-за здоровья и визита Кюхельбекера (который, между прочим, любил стихи Пушкина), он решил сочинить небольшой и едкий стишок.
По его убеждению, изгладить обиду можно было только дуэлью. Пушкин не мог отказать другу. Сойдясь на Волковом кладбище, дуэлянты встали друг напротив друга, и Кюхельбекер первым нажал на курок. Пуля как будто пролетела мимо. Настал черед Пушкина. Щелчок — и только. Оказывается, их пистолеты зарядили клюквой! Вот и пострелялись!
Еще есть версия, что после неудачного выстрела Кюхельбекера Пушкин специально бросил пистолет в снег и предложил дружеские объятия, но, когда обиженный Вильгельм настоял на продолжении дуэли, Пушкин сказал, что пистолет забит снегом и не может выстрелить.
Что было потом? Счастливая дружба. Пушкин и Кюхельбекер остались приятелями. И даже когда Вильгельма, ставшего декабристом, везли на каторжные работы, случайно встретивший его Александр Сергеевич бросился обнимать друга и хотел передать ему денег, но жандармы их растащили. Пушкин побежал за телегой, но его остановили. В итоге Кюхельбекер пережил Пушкина на целых 10 лет, но в Сибири и без зрения в последний год жизни.
К оружию приглашается Семен Старов
В январе 1822 года поэт снова нарвался — на этот раз инициатором поединка стал полковник Семен Старов. Причиной тому послужил скандал в ресторане. Там острый на язык Александр Сергеевич сказал что-то оскорбительное в адрес подчиненного Старова. Полковник не мог не защитить свою честь и честь своего подопечного и вызвал поэта.
Первым стрелял Пушкин. Каждый из противников стрелял по два раза, но было так холодно, что руки тряслись от холода, и дуэлянты промахивались. Было решено перенести дуэль на более теплое время года. Но всего через пару дней Пушкин и Старов решили свой спор мирным путем и больше никогда не пытались друг в друга стрелять. Сослуживец Старова Липранди вот каким видел Пушкина в тот момент:
Видимо, поэтому Александр Сергеевич решил продолжить суету в Кишеневе.
К оружию приглашается офицер Зубов
Живя в Кишиневе, одним из летних вечеров 1823 года Пушкин проиграл в карты прапорщику Генерального штаба Александру Зубову, обвинив его в шулерстве за карточным столом. Вместо того, чтобы платить, Пушкин вызвал Зубова на дуэль.
«Наше все» стоял под прицелом и спокойно кушал черешню, сплевывая косточки. Да, он принес с собой целый картуз черешни на дуэль: июнь, как-никак. Частенько на дуэлях у Пушкина возникает ягодное настроение. Зубов, обескураженный невозмутимостью соперника, тогда промахнулся. Александр Сергеевич же, как за ним обычно водилось, отказался от своего выстрела и дуэль решил не продолжать. А сюжет лег в основу «Выстрела»: одной из пяти «Повестей Белкина»:
К оружию приглашается Тодор Балш
Да, Александр Пушкин своими поступками умел бесить. Особенно часто он делал это в Кишиневе. Причиной следующего поединка 5 марта 1822 года стал конфликт с женой хозяина дома боярина Тодора Балша — Марией. За жену пришлось, конечно же, отдуваться мужу. Конфликт решился не сразу, хотя Балш был готов мириться. Пушкин опять стал нарываться и словно искать смерти под пулей пистолета.
Это письмо было жалобой Балша на Пушкина. Говорят, что генерал Инзов не дал состояться очередной дуэли и посадил беспокойного подчиненного под домашний арест — теперь на две недели.
К оружию приглашается Жорж Дантес
Дантес удостоился внимания Пушкина дважды. В 1836 году после полученного анонимного письма, в котором утверждалось, что жена поэта изменяет ему с Дантесом, разъяренный Александр Сергеевич вызвал Дантеса на дуэль, которая, впрочем, не состоялась по довольно необычной причине: Дантес сделал предложение свояченице Пушкина и получил от нее согласие на брак. Ну не портить же праздник: эта причина отказа от дуэли знакома Пушкину еще с самого первого несостоявшегося поединка с дядей. Пушкинисты видят во всей этой трагической ситуации тщательно спланированную игру, где у Пушкина не было другого выхода. Поэтому, в последний момент выбрав в секунданты Данзаса, Пушкин вызывает Дантеса на дуэль. Об этом тут же узнает Натали и пишет письмо Жуковскому. Василий Андреевич сообщает о дуэли царю.
Но замять конфликт не вышло, и 27 января (8 февраля) 1837 года на Черной речке под Петербургом состоялась дуэль, на которой Пушкин был смертельно ранен в живот. Пушкин упал, но нашел в себе силы на ответный выстрел. Пуля пробила Дантесу руку и удержалась за металлическую пуговицу мундира, лишь немного повредив ребра. На этот раз дуэль для Пушкина оказалась последней. Зять великого поэта Павлищев говорил о том роковом дне так:






