Сатанинская пища: какие продукты на Руси считались едой от дьявола
С течением лет поменялось отношение русских людей к еде, в том числе к импортной. Поэтому сегодня нас так удивляют вкусовые предпочтения предков. Так какие же продукты нельзя было есть на Руси?
Конина
Интересно, что предки человека употребляли конину в пищу еще в древности: первобытные люди охотились на диких лошадей, чтобы накормить племя. Потом кони были приручены, их стали разводить исключительно ради съедобного мяса. С приходом христианства человек пересмотрел свое отношение к животному. Сказались ветхозаветные устои, согласно которым поедать травоядных непарнокопытных было запрещено.
На Руси конину не ели вплоть до XIX века. Причина вполне понятна: животное считалось другом человека. Лошади помогали крестьянам вспахивать землю, считались незаменимым транспортным средством, бок о бок сражались с воинами. Скакунов, верных своим богатырям, прославляли в русском фольклоре: о них складывались былины, сказания, песни. Вспомните только, как Илья Муромец ласково называл своего коня - «Бурушка». При таком раскладе любимое животное никак не могло стать обедом.
Запрет на поедание конины на Руси был снят в 1867 году. Популярность лошадиного мяса возросла, когда мир узнал об эпидемии крупного рогатого скота в Европе.
Кстати, многие европейцы склонны верить, что конина - чрезвычайно невкусный продукт. Это связано с одним историческим фактом: во время Отечественной войны 1812 года французские солдаты, отступая, употребляли в пищу мертвых лошадей. Соли не было, поэтому вместо приправы использовали порох. Так, по армии Наполеона прокатилась волна отравлений.
Кофе
Кофе долгое время пугал людей по всему миру, во многих странах напиток поначалу был и вовсе запрещен: в Италии, Швейцарии, Османской империи, Саудовской Аравии и других. О нем распространялись неоднозначные слухи: кто-то говорил о странном магическом действии напитка, другие утверждали, что кофе плохо влияет на здоровье. Например, английские леди верили, что кофеин снижает сексуальную активность мужчин.
В Россию «тонизирующее зелье» привез Петр I: император попробовал напиток в Голландии и решил распространить его на родине. Попытка не увенчалась успехом: русские привыкли к своим традиционным напиткам. Квас, медовуха, сбитень оказались куда востребованнее, да и энергии прибавляли не меньше, чем кофе. Заграничные бобы не прижились, людей отпугивал специфический вкус. В народе говорили, что этот странный напиток пришел от дьявола: «Чай проклят на трех соборах, а кофе на семи».
Чай на Руси тоже прижился не сразу. На царских застольях он появился только в период правления Михаила Федоровича: травяной напиток, завариваемый кипятком, прислали царю в подарок из Монголии. При дворе чай приняли сразу и включили напиток в ежедневную трапезу, а вот простым крестьянам приходилось редко «баловаться чайком», только когда удавалось достать заварку.
Медвежатина
До принятия христианства на Руси крестьяне и не думали есть медвежатину. Суеверные побаивались животных из-за многочисленных преданий об оборотнях: в народе рассказывали пугающие истории о том, как люди превращались в медведей. Наши предки охотно в это верили, поэтому считали поедание мяса чем-то вроде людоедства. Кроме того, разделанная туша внешне очень напоминала человеческое тело, что вызывало отвращение.
Картофель
Картофель, как и кофе, был завезен в Россию Петром I. Однако крестьяне долго не могли привыкнуть к корнеплоду: никто не понимал, как его выращивать и как потом готовить. Первое время люди травились, употребляя в пищу не сами плоды, а ягодки с семенами, которые вырастали на кустиках перед самым сбором урожая. Скептически земледельцы относились и к названию культуры, ведь слово «картофель» происходило от немецких «крафт тойфель», что дословно означало «дьявольская сила».
Интересно, как Петр I пытался повысить ценность овоща в глазах населения. Согласно слухам, царь засадил поля картофелем и приказал вооруженным солдатам охранять земли с утра до поздней ночи.
Телятина
Телятину на Руси старались не есть без особой нужды вплоть до XVIII. Историки склонны верить, что молодняк крестьяне предусмотрительно старались сохранять. Зарубать телят ради нежного мяса считалось непрактичным, ведь с возрастом животное принесет только больше мяса, а вдобавок и молока. Одна корова могла прокормить целую семью.
Среди исследователей славянской культуры бытует мнение, что жители некоторых регионов старались принципиально не употреблять в пищу телятину и даже говядину. Не исключено, что обычай имел сакральный смысл: пищевые привычки народа могли сформироваться под влиянием языческих представлений славян о корове как о священном животном.