Основные причины, по которым человек до сих пор не высадился на Марсе

Марс находится всего в 54 717 696 километров от нас. Это не так много в контексте космических расстояний. В чем же проблема? Почему люди еще не добрались до Красной планеты?
Основные причины, по которым человек до сих пор не высадился на Марсе
NASA

Сегодня на Марсе работают сразу три аппарата на поверхности. Но почему же туда до сих пор не ступала нога человека?

Когда дело доходит до межпланетных полетов в нашей солнечной системе, существует не так уж много вариантов. Например, наша ближайшая соседка Венера — просто ужасный вариант! Условия на планете настолько суровые, что даже аппараты не могут «жить» там дольше часа. Нептун, Уран, Сатурн и Юпитер в основном состоят из токсичных газов, которые убили бы нас, даже если бы у них была твердая почва для посадки. Плутон ужасно холодный, а температурный размах Меркурия не даст выжить никому!

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Марс — единственная планета, которая находится в пределах пригодной для жизни орбиты. Человек уже был на Луне, отправил множество спускаемых аппаратов на Красную планеты и до Плутона, а некоторые аппараты даже покинули пределы нашей Солнечной системы! Чего же мы ждем, разве так сложно прилететь на Марс?

1000 и одна причина

По данным NASA, существует ряд препятствий, которые нам все еще необходимо преодолеть, прежде чем отправлять человеческую миссию на Марс, включая технологические инновации и лучшее понимание человеческого тела, разума и того, как мы могли бы адаптироваться к жизни на другой планете.

Долгое путешествие

Лететь на Марс — крайне долго
NASA
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Первое препятствие — это огромное расстояние. Почти 55 миллиона километров — это среднее значение, ведь расстояние до Марса не всегда одинаково. Земля и Марс вращаются вокруг Солнца на разных расстояниях и скоростях, а это означает, что существуют более оптимальные периоды для путешествия между ними.

«"Поезда" на Марс отправляются каждые 26 месяцев», — объясняет Джеффри Шихи, главный инженер Управления космических технологий NASA. Последнее такое окно произошло в июле 2020 года, тогда в течение двух недель были запущены сразу три миссии на Марс (Китай, ОАЭ и США).

Однако эти 26-месячные окна не одинаковы. Шихи отмечает, что вдобавок к этому существует больший, примерно 15-летний цикл, когда это окно становится благоприятнее, чем в другие годы. Это важно учитывать при разработке космического корабля. Причем он должен соответствовать требованиям как для полета туда, так и обратно.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Длительность полета накладывает отпечаток на загруженность судна. Большинство ракет, которые мы запускаем сегодня, приводятся в движение ракетным топливом. Но это топливо заняло бы невероятное количество места и не было бы оптимальным для самого длительного времени в пути. Чтобы быстрее и чаще добираться до Марса, система, основанная на ядерном тепловом двигателе или ядерно-электрическом двигателе, была бы более эффективной — и это при условии, что мы не будем ориентироваться на размеры корабля. Сегодня такие технологии пока не доступны, но NASA работает над несколькими различными проектами.

Человеческий фактор

Кадр Марса
NASA
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Помимо технологий, нам также необходимо узнать больше о том, как люди смогут справляться с нахождением в условиях низкой гравитации, в очень тесной окружающей среде на космических кораблях в течение нескольких месяцев полета.

Работа над этим вопросом ведется уже некоторое время. Эксперименты проводятся как на Международной космической станции, так и в имитационных проектах. Например, CHAPEA NASA — годичное моделирование условий Марса. Правда, этот проект направлен на изучение другого вопроса. Ученые хотят выяснить, какие проблемы могут возникнуть у небольшой группы людей в течение длительной миссии уже на Красной планете. CHAPEA подразумевает проживание людей в замкнутых пространствах без контактов с внешним миром.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Посадка

Добраться до орбиты Марса — это только полдела. Задачка со звездочкой — благополучно посадить корабль на Красную планету. Шихи говорит, что NASA сейчас работает над разработкой надувного замедлителя — что-то вроде обратного парашюта, который защищал бы и замедлял посадочный аппарат при проникновении в атмосферу. Но чтобы мягко приземлиться, кораблю потребуется нечто похожее на сверхзвуковую обратную тягу. Вероятно, корабль с таким реактивным двигателем придется испытать на Земле.

Оказавшись на поверхности Марса, еще одним потенциальным препятствием становятся пыльные бури. На Луне пыль оказалась главным раздражителем для астронавтов. Поскольку на спутнике нет ветра и воды, пылинки никак не могли быть закруглены. Их острые режущие края с зазубринами проникали под скафандр и резали глаза, помимо этого, они имеют свойство прилипать на «космическую форму» людей.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Проект CHAPEA
NASA
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Марсианская пыль может быть не такой острой, поскольку там действуют эрозионные силы, но пыльные бури могут быть очень сильными и масштабными. В 2018 году марсоход Opportunity отключился после одной сильной бури. Специалисты говорят, что сегодня мы много знаем об этих процессах на Марсе, но все еще непонятно, насколько сильными бури могут быть.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Штормы также поднимают достаточно пыли, чтобы блокировать солнечный свет, а это означает, что любое оборудование, работающее на солнечных батареях, может некоторое время не работать должным образом.

Наличие самого оборудования также вызывает серьезную озабоченность. Перед тем как люди прибудут на Марс, на планете уже должны быть необходимые инструменты.

И, конечно, необходимо построить сам корабль! Он должен быть, по крайней мере, размером с футбольное поле в длину, в зависимости от технологии двигательной установки, которая будет использоваться, и количества астронавтов.

Какие прогнозы?

Красная планета — наш единственный вариант колонизации
NASA

Сегодня многие ученые и инженеры уверены, что человек сможет достичь Марса уже в 2030-х годах. Достаточно оптимистично, согласитесь? Следующее наиболее благоприятное окно для отправки людей в относительно быстрое путешествие туда и обратно на Марс будет в 2033 году, но неясно, будут ли к тому времени готовы технологии.