«Ладушки-ладушки»: страшный смысл знаменитой потешки. Вы перестанете петь ее своим детям!

Любой педиатр вам скажет: «обязательно играйте с ребенком в "ладушки", чтобы развивать мелкую моторику!» И малышу весело, и родители радуются, что делают все по науке. Вот только не о развитии моторики думали наши предки, приговаривая эту неоднозначную потешку. Мало кто видит в этой песенке какой-то смысл, но он есть и уходит своими корнями в славянскую обрядность.
«Ладушки-ладушки»: страшный смысл знаменитой потешки. Вы перестанете петь ее своим детям!
Gallo images

Для начала давайте освежим в памяти текст потешки:

Ладушки, ладушки,

Где были? — У бабушки.

Что ели? — кашку.

Что пили? — бражку.

Кашка сладенькая,

Бражка младенькая,

Попили, поели,

Ши-и-и! Полетели,

На головку сели!

Ладушки, ладушки...

Когда мы слышим слово «ладушки», мы сразу представляем перед собой ладошки, с помощью которых мы играем с малышом под эту песенку. Но только вот потешка появилась намного раньше, чем слово «ладонь». До VIII века человеческую ладонь называли «долонь». О каких же «ладушках» тогда говорится в песенке?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Если разобрать слово «ладушки» по составу, то мы сразу заметим славянский суффикс -ушк-, придающий словам уменьшительно- ласкательную окраску («дедУШКа», «бабУШКа», «детУШКи»). Остается только разобраться с корнем «лад».

Слово «лада» пришло к нам из праславянского язычества, когда люди поклонялись богине любви и семейного благополучия с красивым именем Лада. Ее имя сохранилось в привычном нам обозначении семейного счастья — «лад». А наши предки «ладой» ласково называли девушку, невесту, а иногда и жениха.

...Где были? — У бабушки...

И речь тут идет не про ту бабушку, которой мы на выходные «скидываем» детей, чтобы восстановить свои жизненные силы и насладиться минутами тишины. Наши предки жили большой семьей, в которой были не просто мама-папа-дети, но еще и тети-дяди, аж до седьмого колена! И конечно никто не забывал про самых первых родовичей, которые уже давно пребывали в ином мире. И достучаться до них можно было только через их заместителя — повитуху. «Приближенная» к иному миру, она помогала рожать детей и несла в себе запас священных сил, которыми могла поделиться и одарить ладу-невесту детьми.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

...Что ели? — кашку.
Что пили? — бражку...

Что делают в гостях у бабушки? Правильно, едят, даже если бабушка — повитуха. И каша у нее не простая, а ритуальная, которой раньше кормили при рождении и крещении ребенка, а также при годовых праздниках.

А запивали кашу священным напитком, который имеется во всех религиях. Он позволяет на время встать рядом с богами и получить часть их силы, нужной для обеспечения рождения здоровых и крепких детей. У славян в роли этого напитка выступала брага.

...Ши-и-и! Полетели,
На головку сели!

Славяне жили от весны и до весны, так как вся жизнь в древности зависела от урожая. Этими словами они приветствовали приход весны, которую, если верить славянской мифологии, приносили на своих хвостах птицы. Они каждый год улетали на зиму в небесную обитель богов, прихватывая с собой тепло. Когда приходило время, они отпирали райские врата и выпускали на землю весну.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

По этому радостному случаю люди пекли обрядовое печенье в виде жаворонков, куликов, грачей. А детвора в шутку ставила его себе на голову, чтобы приманить птиц, а заодно и весну. Именно поэтому: «Ши-и-и! Полетели, на головку сели!»

Получается, что детская потешка посвящена весне. Не так все и страшно! Однако можно посмотреть на нее и с другой стороны. Уберите детей от экранов, далее следует контент для взрослых.

«Ладушки» для взрослых

Начнем сразу с бабушки, которую навещают на ее собственных поминках. Мертвые предки для славян ассоциировались с мудростью, опытом и защитой. Поэтому они стремились прикоснуться «ладонь в ладонь» с умершими родственниками, чтобы они защитили их и передали свою житейскую мудрость. Такие встречи живых и мертвых через касание ладонями практикуется не только у славян, но и у многих других народов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Так и в песенке мир иной «соприкасается ладошками» с миром живых. Поэтому в тексте упоминаются птицы, которых раньше считали посредниками между этими мирами. Ну а кашка и бражка в этой присказке — этот ничто иное, как коливо — поминальная еда, которую относили умершим родственникам. Ну и вишенка на торте: «...на головку сели» — это души умерших родственников.

Для нас это все звучит как дичь, которую нельзя рассказывать детям, чтобы уберечь их хрупкую психику. А вот наши предки таким образом приучали свое потомство не бояться мира мертвых и почитать своих умерших родственников.