День рождения «Монополии»: тайная история создания культовой игры, которую не принято разглашать

Старт продаж любимой многими настольной игры датируется 5 ноября 1935 года, но на самом деле всё началось намного раньше. И придумал её не Чарльз Дэрроу, как он сам говорил, «из воздуха», а некая Элизабет Мэгги — ярая феминистка и дочь известного в те времена журналиста и писателя.
День рождения «Монополии»: тайная история создания культовой игры, которую не принято разглашать
Unsplash

Талисманом игры является богатый дядя Пеннибагс — тот самый дедушка в черном смокинге и с цилиндром на голове.

История, которую принято считать правдивой, гласит: безработный Чарльз Дэрроу придумал «Монополию» в 1930-х годах. Именно он продал идею Parker Brothers — любимому производителю настольных игр в Новой Англии. Игра имела феноменальный успех, в конечном итоге принесший ему миллионы. Но это лишь общепринятая легенда... Мало кому известно, что настоящим изобретателем была женщина!

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Дело было так

Правила игры были придуманы в Вашингтоне, округ Колумбия, еще в 1903 году смелой, прогрессивной женщиной по имени Элизабет Мэги. Она прожила довольно необычную жизнь: в отличие от большинства представительниц прекрасного пола ее эпохи, она обеспечивала себя сама и не выходила замуж до преклонного возраста — 44 лет. В начале 1880-х Элизабет работала стенографисткой — тогда эта специальность только открылась для женщин, так как Гражданская война уволила многих мужчин с работы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Мэги была дочерью известного в те времена издателя газет и сама с детства увлекалась журналистикой и политикой. А в свободное время женщина предпочитала творить. Тогда у нее зародилась идея создать игру, которая будет отражать ее политические убеждения.

Ночь за ночью, закончив работу в офисе, Лиззи — так ее ласково называли близкие — сидела дома, рисуя и перерисовывая, думая и переосмысливая.

Так, в 1903 году вышла «Игра домовладельца».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Мэги разработала два набора правил для своей игры: антимонополистический набор, в котором все были вознаграждены, когда создавалось богатство, и монополистический набор, целью которого было создание монополий и сокрушение противников. Ее дуалистический подход был учебным пособием, призванным продемонстрировать, что первый набор правил был морально выше.

Однажды о своей игре Элизабет написала следующее:

«Это практическая демонстрация нынешней системы захвата земли со всеми ее обычными результатами и последствиями. Ее вполне можно было бы назвать "Игрой жизни", поскольку она содержит все элементы успеха и неудачи в реальном мире, а цель та же, что и у человеческой расы в целом, то есть накопление богатства».

23 марта 1903 года Лиззи в возрасте 30-ти лет подала заявку в Патентное ведомство США на получение своих законных прав на «Игру домовладельца». В то время она представляла менее 1 % всех заявителей-женщин на патент. Два года спустя Мэги опубликовала версию игры через the Economic Game Company, нью-йоркскую фирму. Игра стала популярной среди левых интеллектуалов и в университетских городках; и эта популярность распространялась на протяжении следующих трех десятилетий. В конце концов игра попала в руки сообществу квакеров в Атлантик-Сити, которые адаптировали ее под названия местных районов, и там уже ее обнаружил Чарльз Дэрроу.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Unsplash

Кому же достались все лавры

В конце 1932 года бизнесмен из Филадельфии Чарльз Тодд и его жена Олив познакомили своих друзей Чарльза и Эстер Дэрроу с настольной игрой о недвижимости, которую они недавно изучили. Пока две пары сидели вокруг доски, с энтузиазмом бросая кости, скупая недвижимость и передвигая свои фишки по клеткам, Тодды с удовлетворением отметили, что Дэрроу понравилась игра без официального названия: она не продавалась в коробке, а переходила от друга к другу. Но в народе она стала известна как «игра в монополию».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Однажды вечером, несмотря на уже продолжительное знакомство с игрой, Чарльз Дэрроу, будучи безработным и отчаянно нуждающимся в деньгах, чтобы прокормить свою семью, попросил у Тодда письменную копию правил. Тодд был слегка озадачен, поскольку он никогда раньше не писал их, и даже не имел представления, как они должны выглядеть.

Получив правила и модернизировав игровое поле, Дэрроу объявил игру своей собственной версией и продал ее Parker Brothers. В то время как Дэрроу заработал миллионы и заключил соглашение, гарантировавшее ему получение роялти, доход Мэги за ее творение, как сообщалось, составил всего 500 долларов — за заключение сделки о полном переходе авторских прав компании.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В последствии миф о Чарльзе Дэрроу, как о единственном изобретателе «Монополии», превратился в истинную историю, которую одно время даже вкладывали в коробку игры вместе с другой печатной документацией. А про Мэги и вовсе позабыли.

Все тайное становится явным

Лиззи умерла в 1948 году бездетной вдовой. Личность Мэги как создателя «Монополии» была раскрыта случайно: В 1973 году Ральф Анспач, профессор экономики, подверг юридической атаке со стороны Parker Brothers за создание антимонопольной игры. Исследуя свое дело, он обнаружил патенты Мэги и корни народной игры и был поражен, как бесчеловечно у женщины отобрали ее право на славу. Дело длилось десять лет, но в конце концов Анспач одержал верх, тем самым поставив жизненно важную роль Лиззи в истории игры вне всяких сомнений.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Unsplash

Но Hasbro, дочерней компанией которой в настоящее время является Parker Brothers, по-прежнему преуменьшает статус Мэги, заявляя: «Hasbro приписывает Чарльзу Дэрроу официальную игру "Монополия", в которую вы видите сегодня». Кроме того, на официальном сайте производителя хронология истории игры отсчитывается от 1935 года.

Что ж, это их правда....

Поделитесь в комментариях, какие настольные игры вы любите?