«Худший эксперимент в мире»: как проект NASA по обучению дельфинов закончился межвидовой близостью и скандалом

В 1960-х годах NASA финансировало исследование по обучению дельфинов английскому языку. Однако всё пошло не по плану настолько, что через несколько лет проект закрыли, а СМИ назвали его «худшим экспериментов в мире».
Lilly Estate

В рамках этого проекта ученые также кормили дельфинов ЛСД

Американский нейробиолог Джон Лилли стал известен благодаря крайне необычным исследованиям. В 1960-х годах он изучал психоделики и природу сознания, а также пытался найти общий язык с дельфинами.

Изучая дельфинов в течение некоторого времени, Лилли пришел к выводу, что они не просто выполняли заученные трюки. Исследователь считал, что животные активно пытались общаться. Он также полагал, что дельфинов можно научить человеческому языку.

Проект, спонсируемый NASA

Попытки научить дельфинов общаться на английском языке удивят, рассмешат или поставят в тупик многих современных ученых (и не только ученых). Однако в то время исследование Лилли заинтересовало NASA.

Заклинательница дельфинов

Связь с дельфином
Lilly Estate

Для участия в эксперименте подобрали трех дельфинов: Питера, Памелу и Сисси. Младший, Питер, достался инструктору Маргарет Хоу Ловатт. Хотя женщина никогда не училась на дрессировщика, ей быстро удалось найти общий язык с животным.

Питер и Ловатт начали проводить слишком много времени вместе. Удивительно, но всего за несколько месяцев дельфину удалось запомнить несколько английских слов. Но появилась проблема. Питер влюбился в свою дрессировщицу, и у него начались «сексуальные позывы».

По словам Ловатт, дельфин начал постоянно «тереться об ее колено, ногу или руку». Сначала женщина планировала пересадить Питера к двум другим самкам. Но оказалось, что в их компании дельфин не может обучаться. Поэтому Ловатт решила взять ситуацию «в свои руки»...

Как дельфин и инструктор попали в журнал Hustle

Чтобы не отвлекаться от обучения, Ловатт решила вручную удовлетворять позывы Питера.

По словам дрессировщицы, это было, «как зуд», и чтобы от него избавиться, нужно «почесать и идти дальше». Ловатт выполняла свою работу таким образом, который, по ее словам, был совершенно несексуальным. Такой подход помогал разрядить обстановку и не прерывать обучение.

Но новость быстро разлетелась. В начале 1970-х журнал Hustle опубликовали статью об эксперименте, в которой основное внимание уделялось — и преувеличено — отношениям Ловатт и Питера. Вот, как это выглядело (обратите внимание на пошлую иллюстрацию и заголовок):

Закрытие проекта

В последующие месяцы исследование было прервано еще одним инцидентом: ученые начали кормить дельфинов ЛСД, чтобы попытаться расширить сознания животных. Ловатт отказалась участвовать в такого рода экспериментах, и в конечном итоге проект был закрыт.

Не справившись с разлукой, Питер впал в депрессию и умер.