Самые странные русские обряды: зачем запекать ребенка в печи, запрягать баб и ехать хоронить мух?

Какой поговоркой можно охарактеризовать русский народ? Правильно, «голь на выдумку хитра». Кто там говорит, что в страшное время мы живем? Попробовали бы вы выжить в 17 веке, где вас против вашей же воли могли «выпекать 5 минут на 220°С» в печи, накормить кашей из перца и соли, а после почистить зубы ртутными белилами. А вот наши предки были убеждены, что без всех этих обрядов им было не обойтись.
Самые странные русские обряды: зачем запекать ребенка в печи, запрягать баб и ехать хоронить мух?

Улыбка на миллион

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На Руси с 17 века вплоть до начала 19 века была повальная мода на гнилые зубы. И чем чернее, тем лучше! Поговаривают, что на то было аж три причины:

  • Дефицитный сахар в старину был очень дорогим, и позволить его себе могли разве что только богатые купцы. Уровень достатка считался количеством черных, испещренных кариесом зубов. Что оставалось делать дочерям небогатых купцов, которые не могли позволить себе настолько частого употребления сладкого, а замуж ой как хотелось? Идти на все уловки и подкрашивать свои зубы сажей, демонстрируя всем, что они тоже могут себе позволить пить чай вприкуску с сахаром.

  • Лучшее средство для белоснежной улыбки от русских красавиц: ртутные белила по специальному рецепту, передаваемому из уст в уста. И ваши зубы после такой чистки моментально станут белоснежными. Взамен на эту красоту вам придется распрощаться с эмалью, которая из-за постоянного воздействия ртутного состава полностью разрушится, оголив дентин неприглядного серого цвета. И ваши зубы станут еще темнее и хуже, чем были до отбеливания. После обнажения дентина пользоваться белилами уже нельзя. Барышням ничего не оставалось, как замазать свой «косяк» черной сажей и объявить, что теперь так модно!

  • Белизна кожи были признаком благородного происхождения и очень ценилась. Чтобы усилить бледность, девушки чернили зубы, сурьмили брови, а также оттеняли голубой краской вены на руках и шее для эффекта «голубых кровей».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Примечательно, что эта дикая мода на чернение зубов также возникла на Дальнем Востоке. Но, в отличие от Москвы, сумела там выжить и дойти до наших дней.

Малыш из печки

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Это сегодня недоношенные и больные дети попадают в палату интенсивной терапии, а на Руси у них был один путь — в русскую печку, которая была важнейшим и сакральным местом в доме. Это был не только очаг, который кормил, грел и мыл, но еще был местом многих поверий и примет. Печь была символом женского чрева, которое родило новую жизнь. Знахарки знали толк во врачевании и при любом недуге, будь то кожные заболевания, рахит или общая слабость, сразу же предлагали матери провести обряд «перепекания» ее младенца. Само название «перепекание» уже должно было бы насторожить любую мать, но только не в Древней Руси. Она смело усаживала на хлебную лопату своего ребенка и трижды засовывала его в теплую печь. Если дите было слишком плохое, то его заворачивали в тесто, оставляя только ноздри, для того, чтобы он мог дышать. Было очень важно знать точные слова заговора и следить за временем, чтобы не получить осетинский пирог.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Но всему есть научное объяснение. И даже этому обряду оно нашлось: благодаря перепаду температур, организм младенца закалялся и крепчал. А вот о количестве несчастных случаев лучше не задумываться.

Каша в шапке

Когда ребенка крестили, готовилась специальная густая каша. А точнее две: одна от повитухи, сдобренная медом, маслом, сливками, яичком и петухом. А другая — отцовская, с «потехой». Такая каша предназначалась для отцов новорожденных. Ее обильно сдабривали вином, перцем, хреном, горчицей и солью. Новоиспеченный папаша был обязан съесть кашу всю, без остатка. И есть он ее должен был из меховой шапки, чтобы ребенок вырос богатым. А после еще и заплатить за это удовольствие монеткой. Терпи, казак! Обычай такой. После мучений отца гости поднимали шум, прыгали, шумели, расплескивали по углам вино, в общем веселились, как могли.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Эй ямщик, запрягай! Да не лошадей, а женщин!

Когда в деревню приходила беда в лице пандемии или падежа скота, наши предки в срочном порядке запрягали в плуг баб и проводили ритуал опахивания. Они верили, что таким образом создают магическое препятствие от беды или болезни. Причем запрягали тех, которых не жалко: старух и старых дев, так как считалось, что в упряжке они могут сами подцепить болезнь и неприятности.

Похороны мух

Один из самых необычных на Руси крестьянских обрядов — обряд похорон мух. В этот день мух выгоняли из дома полотенцами или штанами, приговаривая: «Муха по мухе, летите мух хоронить». Муха должна была обидеться и больше не вернуться в этот дом. Пока мужики мух гоняли, девушки вырезали гробики из моркови или репы и проводили ритуал захоронения. Иногда вместе с мухами хоронили и тараканов, что логично: «одним ударом двух зайцев». После похорон все дружной компанией отправлялись на поминки.