Жуткий медицинский случай: как маленькие царапинки от домашнего кота довели подростка до клинической шизофрении

Какой будет ваша реакция, если в один прекрасный день ваш ребенок на полном серьезе скажет, что он «проклятый сын дьявола», и его главная задача убить человека, а после покончить с собой? Вы, не задумываясь, сгребете его в охапку, выверните все карманы и пройдете всех именитых врачей, чтобы докопаться до истины. Что и сделали родители Майкла Кэмпбелла, на чью семью свалился сущий кошмар...
Жуткий медицинский случай: как маленькие царапинки от домашнего кота довели подростка до клинической шизофрении
Getty images

Одержимый демонами

Не занимайтесь самолечением! В наших статьях мы собираем последние научные данные и мнения авторитетных экспертов в области здоровья. Но помните: поставить диагноз и назначить лечение может только врач.

Майкл был самым обычным ребенком из благополучной семьи. Прилежно учился, участвовал в школьных спектаклях, изучал китайский, играл на пианино и, как любой мальчишка, увлекался комиксами. С каждым днем Майклу все чаще стало казаться, что его тело оплетают лианы, превращая его в «Болотную тварь» — главного супергероя из обожаемых комиксов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

А его любимый кот, «одержимый демонами», заставляет Майкла с криками бегать по дому в поисках укрытия. Родители Скотт и Джуди Кэмпбелл от всего увиденного и услышанного пришли в ужас и отвезли сына, который почти полностью потерял связь с реальностью, в отделение неотложной помощи. Там ему быстренько диагностировали «депрессивное расстройство» и отправили домой пить таблетки. В тот момент родители полностью доверились врачам, ведь в их родословной мелькали и случаи депрессии и алкоголизм, и другие виды зависимости. А тут еще и смерть дедушки Майкла, которая могла стать дополнительным потрясением для ранимой психики ребенка. Родители понадеялись, что нервный срыв станет единичным случаем, но, несмотря на прием лекарств и регулярное посещение психиатра, галлюцинации лишь прогрессировали. К неврологическим проблемам стали добавляться и физические. Майкл все время чувствовал себя уставшим, его мучили сильные боли в груди и в голове. Полная диагностика не выявила никаких болезней, которые могли бы вызвать такие страдания. Поэтому врачи все списали на побочку от приема лекарств. А появившуюся одышку психиатры объясняли частыми приступами панической атаки. Конечным их вердиктом стала шизофрения, при которой пациенты испытывают зрительные и слуховые галлюцинации. Ему прописали целый курс нейролептиков, чтобы подавить болезнь. Но и от этого лечения толку никакого не последовало. Майкл похудел на 20 килограмм и как огня продолжал бояться домашнего кота, которого раньше больше всех любил...

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Когда папа берется за дело, то ничего не страшно

Отчаявшиеся родители решили отправить Майкла в специализированную клинику, где он получал ударную дозу «клопазина», которым лечили шизофрению, не поддающуюся стандартному лечению. Но, несмотря на пройденные курсы препаратов, ребенку становилось только хуже. Лечение не помогало.

Отец ребенка Скотт изучил кучу медицинской литературы, взвесил все за и против и сделал вывод: врачи ищут не там, где нужно. Ведь «по-книжке» симптомы шизофрении всегда проявляются постепенно, в период от позднего подросткового возраста до двадцати лет. Расстройство Майкла же грянуло одномоментно, когда ему было четырнадцать лет. В одной из научных статей Кэмпбелл наткнулся на редкий синдром PANS (детский острый нейропсихиатрический синдром), который характеризуется острым началом обсессивно-компульсивного расстройства (ОКР) и строгим ограничением приема пищи, сопровождающийся различными нейропсихиатрическими симптомами. Но врачи считали PANS своего рода уловкой для избавления пациентов из-за общественного «клейма», связанного с диагнозами вроде шизофрении. Но Кэмпбеллы, вопреки их скепсису, отказывались отбрасывать столь вероятный диагноз — ведь на кону стояла жизнь их ребенка. Поэтому они сразу забрали Майкла из больницы. А чуть позже, после очередных анализов, в крови и в спинномозговой жидкости ребенка были обнаружены аномально высокие уровни воспалительных и аутоиммунных молекул.

Что такое иммунная система — это защита нашего организма от внешнего мира. Большинство действий координируется белыми кровяными клетками, вырабатывая антитела, которые нацеливают противника на уничтожение. Но иногда этот процесс может пойти наперекосяк. При осуществлении иммунного ответа против вируса, бактериальной инфекции или другой болячки организм может настроить себя на атаку собственных тканей. Этот класс болезней известен нам как аутоиммунные заболевания.

По словам врача, иммунная система Майкла по ошибке атаковала клетки мозга.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Неуловимая Bartonella henselae

Джуди и Скотт нашли небольшую клинику на Среднем Западе, где лечили пациентов с PANS. Во время осмотра медсестра сразу заметила на подмышке и бедре Майкла царапины от кошачьих когтей. Они то и натолкнули на мысль о заражении Bartonella henselae — бактериями, которые передаются через укусы или царапины кошек.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Но столько анализов было ребенку проведено и ни один из них не обнаружил «виновницу»? Как такое могло произойти? Да просто эти коварные микроорганизмы большую часть своего времени прятались в клетках тканей, а не плавали в кровотоке. Но благодаря регулярным анализам все же удалось поймать неуловимую Bartonella henselae в крови Майкла. Бактерии росли медленно, не привлекая внимание клеток-киллеров иммунной системы и все время вызывая разрушительное воспаление в организме хозяина. Среди симптомов «кошачьей болезни», вызванной заражением Bartonella, могут быть:

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  • повышение температуры тела до 39,5°C;

  • чрезмерное потоотделение;

  • сильные головные боли;

  • снижение аппетита;

  • апатия;

  • желтуха;

  • увеличение лимфатических узлов;

  • поражение глаз.

И самый худший сценарий, который достался семье Кэмпбелл — признаки безумия.

Спустя два года после длительной и дорогостоящей борьбы с болезнью Майкл вернулся в среднюю школу и закончил ее с отличием. Кстати, сейчас он уже студент, которому довелось стать «супергероем из комиксов», чьим телом управляла Bartonella.