«Возраст не оправдание»: как и за что в СССР казнили подростков
Среди подростков, казненных в Советском союзе, были как жесточайшие маньяки, так и дети чекистов.
Александр Петраков, Михаил Третьяков, Иван Белокашин и Анатолий Плакущий, 1937-1938 гг.
Пиком применения смертной казни стал период Большого террора. Тогда высшая мера наказания назначалась не только политическим, но и обычным преступникам, в том числе и несовершеннолетним. Так, по решениям особых троек НКВД были расстреляны четверо молодых людей 1921 года рождения.
Практически все они уже имели солидный криминальный стаж за плечами и отбывали наказание в лагерях. Александр Петраков был дважды судим и имел четыре привода за карманные кражи. К смертной казни он был приговорён за «участие в преступной группе, занимавшейся контрреволюционной агитацией и ограблением заключённых».
У Михаила Третьякова было две судимости, одна из которых — за нанесение ножевого ранения женщине, и три привода за хулиганство и мелкие кражи. Он был подельником Петракова и расстрелян по тому же делу.
Вместе с ними расстреляли и Ивана Белокашина, за свои неполные 17 лет имевшего несколько приводов в милицию.
Лишь Анатолий Плакущий выбивался из этого состава, так как солидного криминального стажа не имел, хотя тоже беспризорничал. В 1937 году он впервые был приговорен к двум годам лишения свободы за хранение оружия и «участие в беспорядках, не отягченное преступной деятельностью». В материалах дела, по которому в 1957 году подростка реабилитировали посмертно, говорится, что «по собственной инициативе, из хулиганских побуждений, наколкой татуировки на левой ноге выше колена нарисовал одного из вождей компартии. Свой поступок сопровождал оскорбительными выражениями». За это Плакущему оформили контрреволюционную статью и расстреляли.
Владимир Винничевский, 1940 г.
Серийный убийца детей от 2 до 4 лет орудовал по большей части в Свердловской области. Отличался особой изобретательностью, благодаря которой следователи далеко не сразу поняли, что в городе орудует маньяк.
Первое убийство Владимир совершил в 14 лет: 4-х летняя Герта Грибанова находилась во дворе частного дома ее семьи, куда однажды забрел будущий преступник и отвел малышку в огород. Там он задушил девочки, а затем нанес не менее восьми ударов кухонным ножом в область головы, причем орудие убийства он сломал, оставив осколок в черепе жертвы. Следователи посчитали это главной уликой, поэтому тело Герты обезглавили: череп оставили как улику, а остальное выдали родителям ребенка для захоронения. Расчет был на то, что убийца будет вновь использовать тот кухонный нож, или похожий на него. Они ошиблись. В последующих эпизодах Винничевский использовал отвертку и складной нож.
Характерного почерка маньяка малолетний преступник не имел: он выбирал себе в жертвы и мальчиков, и девочек, расправлялся с ними по-разному, в одних случаях прятал трупы, в других — нет. Кроме того, несколько убийств он совершил в других городах - Кушве и Нижнем Тагиле. Вот почему милиция никак не могла связать преступления между собой.
В общей сложности Владимир убил восьмерых детей и на десятерых покушался. Поймали его случайно. Днём 24 октября 1939 года один из курсантов школы милиции увидел в трамвае молодого человека, который вышел с трехлетним ребенком на одной из остановок и направился в сторону леса. Незаметно проследив за подозрительным парнем, блюститель порядка увидел, как преступник начал душить жертву. При задержании Винничевский не оказывал сопротивления — скрываться больше не имело смысла.
Приговор оказался неожиданным для подсудимого. Он много раз писал ходатайства о пересмотре и уверял, что у него психические проблемы. Несмотря на то, что подросток всячески пытался изображать больного, врачи не выявили у него никаких патологий. Судья вынес окончательный вердикт — в мае 1940 года 17-тилетний Владимир Винничевский был расстрелян.
Олег Фриновский, 1940 г.
Сын высокопоставленного деятеля НКВД Михаила Фриновского 17-летний Олег был арестован и расстрелян вместе с отцом.
Фриновский-старший, чекист, при Ягоде возглавлял Главное управление пограничных и внутренних войск НКВД, а при Ежове стал его первым заместителем и особо доверенным соратником. Но после такого резкого взлета последовало крупное падение. В августе 1938 года еще одним заместителем Ежова был назначен Берия, тот сразу начал активно копать под наркома и собирать компроматы. Фриновского перевели из НКВД на должность наркома флота. Лаврентий Берия, лишив Ежова всех соратников и поддержки в аппарате, нанес по нему решающий удар — его арестовали. За четыре дня до этого арестовали и Фриновского.
Через неделю задержали 16-летнего сына опального наркома, десятиклассника Олега Фриновского. Его обвиняли в создании молодежной контрреволюционной организации. Дело подростка в упрощенном порядке рассмотрела Военная коллегия Верховного суда. 21 января 1940 года 17-тилетнего юношу расстреляли. В 1956 году Олег Фриновский был реабилитирован, а его отец из-за активного участия в репрессиях реабилитации не подлежал.
Норма о возможности назначения смертной казни для несовершеннолетних действовала в СССР в периоды с 1935 по 1947 и с 1950 по 1959 годы
В истории СССР был еще один случай, когда несовершеннолетнего молодого человека приговорили к высшей степени наказания, что шло вразрез с действовавшим на момент совершения преступления законодательством. Никита Хрущев, узнав о вопиющем преступлении Аркадия Нейланда, потребовал наказать убийцу максимально строго, пусть и с формальным нарушением закона. Историю пятнадцатилетнего Нейланда мы описали здесь.