Экстремальная мода: зачем средневековые женщины носили ужасную обувь на ходулях

Некоторые предметы гардероба средневековой Европы вызывают у нас как минимум недоумение и логичный вопрос — «как в этом вообще можно было ходить?». Это же некрасиво и крайне неудобно. Но не все так просто, даже у странных женских ботинок на высокой подошве была своя функция.
Экстремальная мода: зачем средневековые женщины носили ужасную обувь на ходулях
collectorsweekly.com
Во времена Средневековья и Ренессанса как знатные дамы, так и девушки из бедных семей носили неустойчивые туфли на высокой платформе. Но зачем они мучались?

Деревянная обувь на высокой подошве — один из главных предметов женского гардероба XIV-XVI веков. Туфли, придуманные в Венеции, были вдохновлены ботинками на платформе, распространенными в Средней Азии. Они имели несколько названий — «чопины», «цокколи», «tag3пьянелле» - и отличались высоким «каблуком», который мог достигать 50 см и выше.

В Испании, Италии, Англии и других странах подобную обувь на платформе называли по-разному, но все наименования были вдохновлены характерными звуками, которые ботинки издавали при ходьбе.

Обувь куртизанок

Изначально чопины носили куртизанки, и несколько позже ими заинтересовались представительницы аристократии. Моду на странную обувь невольно подстегнуло искусство той эпохи: так, например, до конца не читается, кого все-таки изобразил художник Витторе Карпаччо на холсте «Две венецианки» — знатных дам или преуспевших в своем деле женщин древнейшей профессии. В какой-то момент путаница стала настолько огорчительной для высшего класса, что куртизанкам запретили облачаться в шелковые одеяния и носить практически все украшения, включая чопины.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Картина «Две венецианки»
Картина «Две венецианки»
Витторе Карпаччо
  • Интересный факт: в итальянском языке даже существует бранное слово zoccola, происходящее от zoccolo («деревянный башмак»). Существительное используется в значении «проститутка».

Практичное применение

Изначально «туфли на ходулях» вовсе не считались предметом роскоши, они были придуманы исключительно для решения бытовой проблемы. Дело в том, что улицы средневековых городов ежедневно заполнялись грязью и сливающимися прямо из окон нечистотами и, дабы не испачкать длинные юбки, девушкам приходилось надевать высокую обувь.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Венецианский чопин
Венецианский чопин
WikiCommons

Очень высокая мода

Состоятельные дамы носили чопины под длинные фасоны платьев из дорогой ткани. Считалось, что высокие ботинки с деревянной или пробковой подошвой помогали увеличить рост, а значит визуально удлинить фигуру. Дорогие модели подобных туфель отделывались шелком или бархатом, драгоценными камнями, серебряным кружевом, латунными кнопками.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Итальянские чопины
Итальянские чопины
WikiCommons

Подчеркнуть высокий статус, возвыситься над толпой, потешить самолюбие — средневековые женщины тратили огромные деньги на чопины, которые помогали им добиться подобных целей. Но чем сильнее возвышалась над землей платформа, тем забавнее становилась походка женщины. Облегчить мучения от ношения неудобной обуви могло лишь твердое плечо служанки: нередко во время выхода в свет даму сопровождала и поддерживала ее прислуга. Тем не менее, ходить на чопинах все равно было небезопасно: в Венеции даже издали специальный указ, запрещающий надевать туфли на «каблуке» выше 7,5 см, но модницы к нему не прислушались, продолжая умело скрывать обувь под пышными нарядами.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Чопины вышли из моды только к XVII веку, когда им на смену пришли каблуки, которые стали отличным дополнением как женской, так и мужской обуви.

Венецианка с подвижной юбкой
Венецианка с подвижной юбкой
Publisher Ferrando Bertelli | The Elisha Whittelsey Collection, The Elisha Whittelsey Fund, 1955