Тайна крушения Ту-104 в Пушкине: кто виноват в гибели всего командования Тихоокеанского флота?
![Тайна крушения Ту-104 в Пушкине: кто виноват в гибели всего командования Тихоокеанского флота? Тайна крушения Ту-104 в Пушкине: кто виноват в гибели всего командования Тихоокеанского флота?](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/0d4/0d49cb2560b72020dad4269f8ebe1370_ce_1178x785x0x0_cropped_510x340.webp)
Ничто не предвещало беды
По плану полет из Ленинградской области во Владивосток должен был занимать 8 часов 35 минут. Ничего необычного, кроме пассажиров самолета. По большей степени это были действующие адмиралы Тихоокеанского флота.
С 01 по 07 февраля 1981 г. все они присутствовали на сборах, в ходе которых было проведено командно-штабное учение с разбором и докладами командующих по перспективам развития флотов в новой структуре. 7 февраля были подведены итоги, командование ТОФ могло возвращаться домой.
В 16:00 этого дня самолет Ту-104 в условиях снегопада оторвался от посадочной полосы и пробыл в воздухе всего 8 секунд. Судно резко наклонилось до критического положения и начало падать. С высоты 45—50 метров самолет рухнул на землю в 20 метрах от взлетно-посадочной полосы. В результате падения он полностью разрушился и загорелся.
Выжить удалось лишь одному человеку - старшему лейтенанту Валентину Зубареву. Во время взлета мужчина находился в кабине экипажа, от удара его выкинуло через носовой блистер, его нашли в 25 метрах от разбившегося самолета. У него были сломаны ноги, руки и позвоночник. По дороге в больницу он в ужасе повторял одну и ту же фразу: «Они кричали, так кричали!».
Однако на пороге больницы сердце Зубарева остановилось. Таким образом, в катастрофе погибло 50 человек: 44 пассажира и 6 членов экипажа. Власти решили не афишировать происшествие и запретили журналистам о нем писать и говорить.
![](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/593/5934ede016267d9437c6892195ca0647_cropped_510x721.webp)
Загадочные обстоятельства
ЧП засекретили потому, что, согласно одной из первых версий, причиной катастрофы стала диверсия. Сотрудники спецслужб предположили, что кто-то захотел разом обезглавить Тихоокеанский флот — это и произошло. На борту Ту-104 было 13 адмиралов, 3 генерала и 12 капитанов первого ранга и полковников ТОФ.
Однако со временем эту версию пришлось отмести: военный аэродром в Пушкине был особо охраняемым объектом, так что попасть туда посторонним лицам было не то что крайне трудно, а вообще невозможно. Более того, проявились дополнительные сведения, которые указали на истинную причину аварии.
Целый список грубых нарушений
К авиакатастрофе привело сразу несколько ошибок.На военном самолете вместе с командованием ТОФ летели их жены и даже дети — такое было категорически запрещено.
Проведя анализ веса перевозимого груза, траектории полета и падения и исследовав место крушения, эксперты обнаружили, что причиной резкого наклонения Ту-104 стал перегруз. В самолет были погружены тяжелые рулоны бумаги, мебель и телевизоры. В то время в СССР был дефицит, поэтому предприимчивые пассажиры хотели привезти качественную мебель из культурной столицы России себе домой. Комиссия по расследованию предположила, что незакрепленный груз при разгоне лайнера сместился назад, в результате чего судно повалилось на хвост.
Более того, сами пассажиры не соблюдали элементарные правила: они бродили по всему салону. Вероятно, в момент взлета они скопились в одном месте — в хвосте, что еще больше наклонило судно.
И последнее, одно из решающих обстоятельств, — Ту-104 направлялся во Владивосток, расстояние дальнее, поэтому топливные баки были полными. Ударившись о землю, самолет вмиг вспыхнул, словно спичка. Даже если бы кто-то после падения и выжил, шансов выбраться из горящего салона фактически не было.
Память
Большинство погибших похоронили на Серафимовском кладбище. Похороны были тихими, чтобы не наводить лишний шум.
![](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/af6/af65c8c47cf696bb7123ff26c705773a_cropped_510x383.webp)
Спустя два года после происшествия на месте захоронения погибших воздвинули мемориал. В 2000 году на нем сделали надпись: «Погибшим при исполнении служебных обязанностей 7.02.1981 года».
Злополучный Ту-104
Ту-104 - первый советский пассажирский лайнер на реактивной тяге. За несколько лет до происшествия в Пушкине, этот самолет уже не раз разбивался. Всего в результате катастроф было потеряно 37 единиц Ту-104. Узнать более подробно, почему Ту-104 считали самым опасным лайнером в мире, вы можете в нашем материале.