Вот как, по словам Ницше, искусство формирует вашу личность. Стоит узнать!

У знаменитого философа Фридриха Ницше был необычный взгляд на искусство, что отчасти объясняется его филологическим умом, изучавшим древнегреческий язык и литературу. Ницше интересовало то, как жанр произведения искусства и его среда/период времени взаимодействуют и руководят художниками, то есть формируют человека и, возможно, массы. Для этого нужно разобраться в понятиях «аполлоническое» и «дионисийское» икусство.

Философия Ницше
Как и многие концепции Ницше, эти понятия, названные в честь греческих богов Аполлона и Диониса, сложны и трудно поддаются определению.
- Искусство, вдохновленное Аполлоном, богом правды и пророчеств, — рационально, конструктивно и идеалистично. Аполлоническое искусство рефлексивно: оно помогает людям осмыслить свое окружение, выявить и решить проблемы и навести порядок в хаотичном мире.
- Искусство, вдохновленное Дионисом, богом вина и веселья, — эмоционально, инстинктивно и духовно. Дионисийское искусство коренится в опыте и наслаждается хаосом.
- Так, резонно говорить двойственности существования: аполлоническое искусство стремится разрешить противоречия, определяющие нашу действительность; Дионисийское искусство рождается из решимости принять реальность такой, какая она есть, без вопросов.
Искусство же может быть одновременно аполлоническим и дионисийским по своей природе; именно это взаимоотношение и имело значение для Ницше. В идеале искусство должно быть в равной степени аполлоническим и дионисийским, но это бывает редко. Как утверждает философ в книге «Рождение трагедии», это происходит потому, что современное общество стало ценить аполлонические качества искусства выше их дионисийских аналогов.

Ницше и искусство
Ницше указывает на влияние и непреходящую популярность Сократа, отца-основателя западной философии, который призывал своих современников полагаться на разум, чтобы держать под контролем свои деструктивные и саморазрушительные эмоции.
Ницше не соглашался с Сократом. Люди не машины: мы чувствуем столько же, сколько и думаем, и искусство, которое апеллирует только к нашей рациональности, не затрагивает ключевой аспект человеческого опыта.
«Мы много сделаем для эстетической науки, как только мы будем замечать вещи не только посредством логического вывода, но и с непосредственной силой интуиции: непрерывное развитие искусства связано с аполлонической и дионисийской двойственностью. Точно так же, как деторождение зависит от двойственности полов, заключая в себе вечную борьбу лишь с периодическими промежуточные примирения», — писал мыслитель в «Рождении трагедии».
Совершенный баланс между аполлоническими и дионисическими качествами искусства, по Ницше, можно найти в досократовских греческих трагедиях.