Никакого сходства с реальностью: почему в Средневековье рисовали таких нелепых львов

Искусство средневековых художников не отличалось реалистичностью изображения. Достаточно посмотреть на то, как они рисовали львов!
Никакого сходства с реальностью: почему в Средневековье рисовали таких нелепых львов
Metropolitan Museum of Art

Средневековые львы кажутся особенно странными на фоне других животных. Почему-то их изображали с большими головами, человеческими лицами, нереалистичными зубами и крыльями; гримасничающими, играющими на музыкальных инструментах, а иногда спокойными наблюдателями — верными спутниками Святых.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сегодня эти образы вызывают у нас разве что смех (помните же тот мем со львом и палкой?). Но не думаем, что средневековые творцы рисовали комичных зверушек, чтобы повеселить будущие поколения. У тех художников была иная миссия.

smartik.ru

Фантастические твари обитают в бестиариях

Нелепые львы встречались на первых страницах бестиарий - рукописных сборников, где публиковались нравоучительные тексты с описаниями различных животных. Все зоологические статьи в подобных «энциклопедиях» сопровождались странными картинками, на которых с трудом можно было узнать реальных живых существ.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вот, например, вы никогда не поверите, если мы скажем, что на фотографии ниже изображен крокодил. Проверено: это правда крокодил, который всегда плачет после того, как съедает человека.

Страница из бестиария с изображением крокодила
Страница из бестиария с изображением крокодила
bestiary.ca
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Неужели люди той эпохи просто не умели рисовать или были не достаточно развиты? Вряд ли. Отсутствие таланта, как и уровень просвещенности общества, отнюдь не объясняет такой подход к отображению действительности. Вспомним, сколько великих произведений подарила нам античность — а ведь это более ранняя цивилизация. Казалось бы, имея богатое культурное прошлое, средневековая Европа должна была приумножить опыт предков, сделав несколько шагов вперед и в живописи, и скульптуре. Но история выбрала иной путь.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Страница из бестиария с изображением льва
Страница из бестиария с изображением льва
Cambridge University Library

Говоря о средневековой живописи, нужно понимать главное: когда художник изображал ведомых и неведомых зверушек, он не преследовал цели показать реалистичный объект в деталях. Вместо этого он пытался передать идею, воплощенную в образе. Другими словами, в основе живописи того времени лежал символизм. Учитывая стиль жизни, моду, религиозность средневекового общества было бы невежественно недооценивать его искусство.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Символизм средневекового льва

Впрочем, как и сейчас, лев представлялся средневековым людям символом мужества, власти, богатства. В бестиариях царь зверей неспроста занимал самое почетное место, ему посвящались наиболее сложные и длинные главы. За каждым описанием животного всегда скрывались религиозные подтексты (их поведение показывало, как должно быть организовано общество), и образ льва часто сравнивался с Христом.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Изображение льва в «Книге часов», 1510 г.
Изображение льва в «Книге часов», 1510 г.
The Cleveland Museum of Art , Wikimedia Commons
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Художники рисовали дурацких львов, потому что не видели их вживую

Еще одна причина, по которой художники средневековой Европы рисовали уродливых львов с искаженными пропорциями, заключалась в их неосведомленности. Большинство из них никогда не видели настоящих львов своими глазами, а потому срисовывали животных с работ других художников или следовали слегка выдуманным описаниям из трактатов священнослужителей.

Уже в период раннего Средневековья львов практически полностью истребили на европейском континенте, а завозились они только в качестве дипломатических подарков для правителей, богатых и влиятельных людей. И так как содержались экзотические животные в неволе, у простого народа не было возможности даже издали на них посмотреть.

Иллюстрация льва из бестиария XII века
Иллюстрация льва из бестиария XII века
British Library