Ученые нашли необычную связь между размером мозга и зевотой. Вы поразитесь!

Живые организмы в зависимости от количества нейронов, как правило, зевают дольше.
Ученые нашли необычную связь между размером мозга и зевотой. Вы поразитесь!
unsplash.com

Крупномасштабное исследование животных выявило кое-что интересное о зевоте: позвоночные с большим мозгом и большим количеством нейронов, как правило, зевают дольше. Ученые в 2021 году с помощью походов в зоопарк и онлайн-видео, охватывающих в общей сложности 55 видов млекопитающих и 46 видов птиц, собрали данные о 1291 отдельной зевоте. Так, обнаружена «твердая положительная корреляция» между продолжительностью животного зевка и размером мозга.

Почему люди зевают

«Мы ходили в несколько зоопарков с камерой и ждали у вольеров с животными, пока животные зевнут», — рассказал этолог Йорг Массен из Утрехтского университета в Нидерландах. «Это был довольно долгий путь». Новая научная работа может восполнить некоторые пробелы в наших знаниях о зевоте, в том числе о том, почему это вообще происходит и почему, к примеру, жирафов вообще не беспокоит зевота.

«Процесс зевоты, по-видимому, сохраняется у самых разных животных, поэтому ее эволюционное происхождение можно проследить, по крайней мере, до общего предка птиц и млекопитающих и, возможно, даже дальше». Анализ провели для проверки гипотезы, выдвинутой в 2007 году одним из исследователей, работавших и над представленной новой статьей: якобы зевота — важный способ охлаждения мозга. Из этого следует, что более крупный мозг нуждается в более длительных зевотах, чтобы должным образом охладиться.

Аналогичные выводы делали еще в 2016 году: тогда ученые измерили 205 зевков людей и зевки 24 видов животных . Выяснилось, что самые короткие зевки (0,8 секунды) были у мышей, а самые длинные (6,5 секунд) — у людей. «Посредством одновременного вдыхания прохладного воздуха и растяжения мышц, окружающих ротовую полость, зевота увеличивает приток более холодной крови к мозгу и, таким образом, выполняет терморегуляторную функцию», — объяснил этолог Эндрю Гэллап из Государственного университета Нью-Йорка.

Зевота перейди на Федота

Ученые пока не проводят никакой связи с интеллектом, — только с размером мозга и количеством нейронов. Считается, что люди, склонны зевать от 5 до 10 раз в день. Многие замечали: зевота удивительно заразна. Одна из гипотез: это выполняет социальную функцию, приводя группу в одинаковое состояние ума и, возможно, помогая синхронизировать режимы сна.

«Чтобы получить видеозапись стольких зевающих животных, требуется немало терпения, а последующее кодирование всех этих зевков сделало меня невосприимчивым к заразности зевоты», — заметила биолог Маргарита Хартлиб из Венского университета, Австрия. Хотя необходимо провести еще много исследований, чтобы выяснить причины, по которым мы вообще зеваем, ученыепришли к выводу, что «полученные результаты обеспечивают дополнительную поддержку четких прогнозов, полученных на основе гипотезы об охлаждении мозга».