Даже с маленьким мозгом можно жить. Ученые выяснили интересные факты о Homo naledi

Мозг представителей Homo naledi был примерно в три раза меньше, чем у современного человека, однако это не лишало их интеллекта.
Mark Thiessan/National Geographic

Вид гоминидов Homo naledi (семейство приматов), обнаруженный в пещерной системе «Восходящей звезды» в африканской «Колыбели человечества» в 2013 году, имел человеческие руки и ноги. Но мозг был в три раза меньше человеческого — характерная черта, которую ученые связывали с более низким интеллектом, чем у Homo sapiens. Теперь после путешествия в пещеру «Восходящей звезды» известно: Homo naledi, жившие примерно 335 000–236 000 лет назад, хоронили своих мертвых и помечали могилы. Это, кстати, первые доказательства в истории, когда нечеловеческий вид имел подобные ритуалы.

Среди символов Homo naledi был своего рода знак «хэштег» /
National Geographic

Мозг у предков современного человека

Исследователи начали выдвигать гипотезу о том, что Homo naledi хоронили своих мертвецов во время продолжающихся раскопок в 2018 году. В июле 2022 года эти догадки были не только подтверждены, но и усилены, когда палеоантрополог и исследователь National Geographic Ли Бергер и его команда обнаружили скелетные останки Homo naledi, а затем резные изображения на стене над ними.

Эти изображения отмечали тех, кто умер. По словам Бергера, символы включали треугольники, квадраты и своего рода знак «хэштег», похожий на два пересекающихся знака равенства.

Палеоантропологу и исследователю National Geographic Ли Бергеру пришлось сбросить 24 кг, чтобы вписаться в пещерный проход системы «Восходящей звезды» /
Robert Clark/National Geographic

Однако неясно, что означали эти рисунки: ученые только собираются выяснять, существует ли «случайный шанс» того, что Homo naledi использовали те же символы, что и Homo sapiens, или же знаки унаследованы от какого-то общего предка. Также неясно, было ли какое-либо взаимодействие между Homo naledi и Homo sapiens.

Открытие было «поразительным» и «шокирующим», стирая представление об «исключительности человека» — якобы люди отличаются от животных и особенны благодаря своему большому мозгу. По словам Бергера, у Homo naledi мозг был размером с мозг шимпанзе, и, тем не менее, этот вид практиковал ритуальные погребения, что, как ранее предполагалось, совершали только люди.

Robert Clark/National Geographic

Homo naledi

Ученые к тому же узнали, что Homo naledi использовали огонь, а также, какие виды животных они употребляли в пищу. Ли Бергер добавил, что ранее наука ничего не знала о поведении этого вида. Возможно, они даже клали «артефакты» в могилы с телами. «Внезапно мы перешли от просто замечательных уроков анатомии вида к целой культуре», — отметил Бергер.

Homo naledi характеризуется булавочной головой и высокими худыми телами, которые, кажется, не соответствуют периоду времени, в котором они жили. «Они выглядели так, будто должны были жить миллионы лет назад, но на самом деле они существовали от 250 000 до 350 000 лет назад, в то самое время, когда эволюционировали современные люди», — объяснил Бергер. Между тем неясно, когда вымер вид Homo naledi.

Хотя пещерная система «Восходящая звезда» является одной из самых известных в «Колыбели человечества», объявленной объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1999 году, ее исследовали лишь десятки человек.