Игра, которая захватила весь мир: как советский инженер придумал «Тетрис» и не заработал на нем ни копейки

С Алексеем Пажитновым знаком каждый, кто хоть раз играл в «Тетрис», хоть и косвенно. Этот человек создал одну из самых популярных головоломок, которая на сегодняшний день заработала более полутора миллиардов долларов США. Вот только советскому программисту досталась лишь малая часть этой выручки. Рассказываем, кто забрал весь заработок и почему это произошло.
Игра, которая захватила весь мир: как советский инженер придумал «Тетрис» и не заработал на нем ни копейки
Shutterstock.com
Пажитнов и сам подумать не мог, что однажды созданное им развлечение для разгрузки мозга, превратится в самую популярную компьютерную игру в мире.

История создания тетриса

На дворе 1984 год. Выпускник мехмата МГУ им. М. В. Ломоносова, способный к наукам молодой человек, пришел в Вычислительный центр Академии наук СССР. Там он изначально занял должность эксперта-патентоведа, а вскоре начал интересоваться искусственным интеллектом и всем, что было с ним связано. Буквально каждый день в голове его происходил мозговой штурм, и единственное, что как-то могло расслабить Алексея, – головоломки.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Алексей Пажитнов, советский инженер и программист, создатель культовой игры «Тетрис».
Алексей Пажитнов, советский инженер и программист, создатель культовой игры «Тетрис».
GettyImages

Так, в один прекрасный день, смотря на выложенную на столе игру пентамино, он решил ее немного доработать. В своем первозданном виде она представляла собой головоломку из фрагментов разной формы, состоящих из пяти квадратов. Поразмыслив, Пажитнов подумал, а что будет, если эти фрагменты будут появляться не сразу, а выпадать по одному – друг за другом?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

И свою идею он сразу начал дорабатывать. Алексей взял граненый стакан и стал опускать в него фигуры, в результате составляя различные комбинации. Вскоре он понял, что фрагменты из пяти квадратов слишком большие и неудобные, а вот из четырех – в самый раз.

Затем программист перенес свою задумку в цифровой формат, создав первую версию игры на основе семи фигурок для компьютера «Электроника 60». Игра получила название «Тетрис» – Алексей объединил в нем слово «тетра» (с греческого переводится как «четыре») и свой любимый вид спорта – теннис.

Первая версия игры «Тетрис», разработанная Алексеем Пажитновым для компьютера «Электроника 60».
Первая версия игры «Тетрис», разработанная Алексеем Пажитновым для компьютера «Электроника 60».
YouTube / Sergei Frolov
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Добавить немного красок

Не одним только именем Алексея Пажитнова известна игра, определенную роль в ее создании сыграл вундеркинд Вадим Герасимов. В 16 лет парень пришел тренироваться в Вычислительный центр Академии наук, где его заметил Пажитнов и предложил ему внести свою лепту в создание лучшей версии игры.

Герасимов без чьей либо помощи разобрался с операционной системой MS DOS и переписал игру для компьютера IBM, а также сделал блоки цветными. В окончательном виде «Тетрис» увидел мир 6 июня 1984 года.

Колоссальный успех привел к путанице

Постепенно игра начала разлетаться по столице, а дальше по стране и дальше по всему миру. Переломный момент в истории «Тетриса» наступил тогда, когда в Москву приехал с деловым визитом глава британской компании Andromeda Роберт Стейн. Это было лето 1986-го: руководитель Вычислительного центра Виктор Брябрин дал гостю опробовать новую компьютерную игру, и тот часами не мог от нее оторваться.

«Я не был фанатом игр, но если мне понравилась эта игра, видимо, она невероятно хороша»

Стейн увидел в игре огромный коммерческий потенциал и захотел выкупить права на «Тетрис», но понимал, что переговоры с СССР будут слишком длительными, поскольку для советских разработчиков какие-то игрушки не были приоритетом. Тогда Роберт Стейн приобрел лицензию на версии для Commodore и Apple у венгров и открыл продажу для американских издателей, не поставив в известность самого Пажитнова.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

А затем Стейн и вовсе продал права на игру компании Mirrorsoft и ее американской дочерней компании Spectrum HoloByte. Те в декабре 1987-го года выпустили свою версию игры и с чистой совестью (они ведь приобрели права на игру) выпустили ее. В прессе новый «Тетрис» был обозначен как «первая игра из-за железного занавеса».

Запутанная история популярности «Тетриса» до сих пор не может быть разгадана до конца.
Запутанная история популярности «Тетриса» до сих пор не может быть разгадана до конца.
iStock
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Головоломка резко начала разлетаться по всему миру, кто только не начал приписывать себе права, и в итоге выгоду от «Тетриса» получили многие компании, но только не сам создатель Алексей Пажитнов. За первые 10 лет существования игры советский программист не получил за свою разработку ни копейки.

Вполне возможно, что о настоящем авторе этого шедевра так бы никто и не узнал, если бы не пронырливость журналистов телерадиокомпании CBS. Именно они рассказали миру об Алексее и выпустили большое интервью с советским изобретателем. Тогда у Стейна дела резко пошли на спад, у него отсудили права на игру.

Все свое – себе

Еще один немаловажный момент в истории «Тетриса»: в 1989 году разработчики Nintendo создают карманную игровую приставку Game Boy. Для запуска их изобретения им требовалась популярная игра. Конечно, лучшим вариантом был «Тетрис». Но учитывая то, что к началу 1989 года около 6 различных компаний заявляли о своих правах на версии игры для разных компьютеров, игровых консолей и карманных игровых систем, договориться о выпуске консолей для Game Boy было непосильной задачей.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Непосильной для любого человека, но только не для владельца компании Blue Planet Software Хенка Роджерса. Выиграв множество судов, он-таки добился своего: нашел настоящего разработчика игры и выкупил картриджи с оригинальной версии головоломки.

Долгое время Алексей Пажитнов, разработчик игры «Тетрис», не получал никаких отчислений за свое изобретение. К счастью, все изменилось в 1995 году.
Долгое время Алексей Пажитнов, разработчик игры «Тетрис», не получал никаких отчислений за свое изобретение. К счастью, все изменилось в 1996 году.
Unsplash

В 1996 году срок первоначальной лицензии на игру истек, и лишь тогда Пажитнов начал получать первые (и очень скромные) отчисления от продаж. Еще задолго до этого Алексей эмигрировал – в этом ему, кстати, помог давний знакомый Хенк Роджерс, который вскоре стал его верным товарищем и партнером. Вместе с Роджерсом они основали компанию The Tetris Company, и теперь он, наконец, мог получать роялти от своей игры. Сегодня «Тетрис» продолжает активно распространяться онлайн и на смартфонах по всему миру.