Почему люди «возненавидели» спортсменов, которые выживали в Андах после авиакатастрофы целых 72 дня

Рейс 571 ВВС Уругвая часто называют «Чудом Анд». В роковой день, 13 октября 1972 года, самолет, на котором находилась команда по регби, потерпел крушение в горах в Аргентине. Его обломки искали в течение двух месяцев, и надежды на то, что спасатели найдут выживших, совсем не было. Однако из 45 человек, находившихся на борту, 16 пережили это испытание.
Почему люди «возненавидели» спортсменов, которые выживали в Андах после авиакатастрофы целых 72 дня
ABC
Эта страшная история, которая оставила отпечатки на каждом человеке

В 1972 году клуб Old Christians, который считался одним из лучших команд Уругвая, собирался отправиться на товарищеский матч в Чили против местного клуба Old Boys. Увы, но у клуба была проблема со спонсорами, поэтому на поездку руководство искало бюджетный вариант. Самолет уругвайских ВВС Fairchild FH-227D, рассчитанный на 45 человек вместе с экипажем, оказался тогда подходящим вариантом.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В кабинете пилота сидели опытные летчики – полковник Хулио Феррадаса и подполковник Данте Лагурара, ранее управлявший истребителями. Ничего не предвещало беды, на борту спортсмены пели песни и не могли дождаться игры. Они взяли с собой своих родственников, фанатов и настроение у всех было отличное.

Нандо Паррадо (слева) и Роберто Канесса (в центре)
Нандо Паррадо (слева) и Роберто Канесса (в центре)
Evening Standard / Hulton Archive / Getty Images
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

День был солнечным, однако при подлете к горам погода испортилась – снежный циклон заставил самолет приземлиться в аэропорту Мендосы, у самого подножия Анд. В аэропорту власти Аргентины дали путешественникам 24 часа на принятие решения. Им нужно было либо вернуться обратно Монтевидео, либо лететь дальше в Сантьяго.

После того, как пилоты посоветовались с коллегами, они решили продолжить путь в Сантьяго на следующий день. Специалисты посоветовали экипажу лететь через перевал Планчон, где горы не такие высокие (около 4000 метров), так как Fairchild FH-227D мог подняться не выше 6000 метров.

Примерно через час после взлета пилот уведомил авиадиспетчеров о том, что он пролетает над перевалом, и вскоре после этого он передал по радио, что достиг Курико, Чили, примерно в 178 км к югу от Сантьяго, и повернул на север. Однако пилот неверно оценил местоположение самолета, который все еще находился в Андах. Не подозревая об ошибке, диспетчеры разрешили ему начать снижение, готовясь к посадке. Вскоре после этого чилийская диспетчерская вышка не смогла связаться с самолетом.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Начало страшных двух месяцев

Обломки самолета в Андах
Обломки самолета в Андах
Wikimedia

Самолет смог пролететь между двумя вершинами, но задел следующий пик. Потеряв правое крыло, а затем и левое, он рухнул в отдаленную долину Аргентины недалеко от границы с Чили. Все сидевшие после 10 ряда пассажиры погибли мгновенно. Многие люди умерли, когда самолет начал катиться вниз по снегу на огромной скорости. Он врезался в огромный сугроб, и это лишило жизни находившихся в передней части самолета пассажиров.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Крушение привело к мгновенной смерти 12 человек, еще шестеро погибли в течение первой недели от полученных при падении серьезных травм.

Поиски самолета были начаты мгновенно, но вскоре стало ясно, что последнее сообщенное местоположение было неверным. Спасательные работы переместились в Анды, но заснеженные горы затрудняли обнаружение белого самолета. Кроме того, суровые условия окружающей среды заставили многих поверить, что выживших не было. Через восемь дней поиски были прекращены.

Выживание и спасение

Фюзеляж самолета долгое время защищал людей от ветра и снега
Фюзеляж самолета долгое время защищал людей от ветра и снега
Документальный фильм «Остаться в живых. Чудо в Андах»
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Выжившие люди, которые находились на высоте 3500 метров, столкнулись со снежными бурями и минусовыми температурами. Хотя фюзеляж самолета был в основном цел, он обеспечивал ограниченную защиту от суровых погодных условий. Кроме того, скудные запасы продовольствия — в основном шоколадные батончики и вино — закончились примерно через неделю.

29 выживших пассажиров начали терять надежду, а у многих от голода начались галлюцинации. Жуткая, но спасительная идея пришла в голову Нандо Паррадо, одному из спортсменов. Он сказал своему товарищу Карлосу Паэсу, что им придется съесть погибшего пилота, так как он лежит уже две недели в снегу, словно в холодильнике. После продолжительного обсуждения выжившие решили начать есть человеческое мясо. Съесть его было трудно не только из-за моральных ограничений, физически это тоже было сложно. Людей рвало, случались истерики.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Выжившие пережили страшные времена
Выжившие пережили страшные времена
AP

В течение следующих нескольких недель погибло еще шесть человек. Группа из пяти самых сильных пассажиров готовилась отправиться в сторону Чили, чтобы сообщить о самолете, но 29 октября сошла лавина, накрывшая фюзеляж с людьми мощным потоком снега и камней. Так погибли еще 8 человек.

Однако желание жить и спастись было очень сильным, поэтому несколько людей отправились на перевал, чтобы осмотреть местность. Им предстояло подняться до высоты 4507 метров, а затем спуститься в долину. Мужчины смастерили снегоступы из подушек, а также взяли максимально возможную провизию. Увы, через два дня они вернулись из-за резкого похолодания. 12 декабря они вновь отправились в долину, однако вид с вершины был печальным, ведь вокруг были только горные пики и никаких следов цивилизации. Так они решили идти на запад, где, как им казалось, должна быть долина. И это спасло их.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Спасение и возвращение

При восхождении Антонио Визинтина, спортсмен, поскользнулся и травмировал колено. Он не смог продолжать путь, поэтому далее пошли только двое. Спуск с вершины занял 14 часов, из-за плюсовой температуры испортилось мясо, что спровоцировало дизентерию у Роберто Канессы.

Еще через неделю они прошли 50 км и вышли к реке, где на другом берегу увидели всадника в соломенной шляпе. Нандо, потерявший в дороге почти 40 кг, не смог докричаться до человека, поэтому он начал бросать камни в реку. Они также прикрепляли к ним записки, первая звучала так: «Я с самолета, который упал в горах». Пастух Серджио Каталан привел помощь только спустя сутки – к парням направилась группа солдат из чилийского гарнизона.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Медики осматривают Нандо Паррадо. Слева в очках — Роберто Канесса
Медики осматривают Нандо Паррадо. Слева в очках — Роберто Канесса
AP

22 декабря к месту крушения были направлены два вертолета. Шестеро выживших были доставлены самолетом в безопасное место, но плохая погода задержала спасение восьми других до следующего дня.

Тяжелая правда

72 дня люди находились в горном плену, поэтому когда их спасли журналисты задавали им бесчисленное количество вопросов. И самым главным был: «Что они ели?».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Фото, сделанное сразу после спасения
Фото, сделанное сразу после спасения
AP

Выжившие рассказали, что им пришлось прибегнуть к каннибализму, и это признание вызвало негативную реакцию. Именно поэтому один из выживших заявил, что они были вдохновлены Тайной вечерей, на которой Иисус дал своим ученикам хлеб и вино, которые, по его словам, были его телом и его кровью. Это объяснение помогло повлиять на общественное мнение, и позже церковь отпустила мужчинам грехи.

Сегодня эта история лежит в основе нескольких художественных фильмов: «Выжившие в Андах» (1976) и «Живой» (1993) Фрэнка Маршалла. Netflix также сообщила о съемках фильма по этому сюжету. Главные герои истории – Паррадо и Канесса — также написали книги о своем снежном заточении.