Правда ли, что в Древнем Египте братья брали в жены сестер: тонкости внутрисемейного брака

Известно, что Рамзес II женился на своей дочери, а Клеопатра VII вышла замуж за своего брата. Но насколько распространены были браки в королевских семьях и среди простолюдинов?
Правда ли, что в Древнем Египте братья брали в жены сестер: тонкости внутрисемейного брака
Michelle McMahon via Getty Images

Короткий ответ: люди в Древнем Египте — как королевских, так и некоролевских кровей — в самом деле женились на своих родственниках. Но детали подобных браков варьируются в зависимости от времени и социального статуса.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Среди населения в целом браки между братьями и сестрами часто происходили в то время, когда римляне контролировали Египет — с 30 г. до н.э. до 395 г. н. э. Но, согласно древним записям, до этого подобные практики встречались намного реже. Между тем, древние египетские правители иногда женились на своих братьях и сестрах (практика, которая, возможно, отражала религиозные убеждения), а фараоны иногда женились на собственных дочерях.

Примеры египетских правителей, состоявших в браке со своими братьями и сестрами, включают:

  • Сенусрета I (правил примерно с 1961 по 1917 год до н. э.), который был женат на своей сестре Неферу;
  • Аменхотепа I (правил около 1525–1504 гг. до н. э.), женатый на своей сестре Яхмос-Меритамун;
  • Клеопатру VII (правила около 51–30 гг. до н. э.), которая была замужем за своим братом Птолемеем XIV.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Были также случаи, когда фараоны выдавали замуж своих дочерей: так, Рамсес II (правил около 1279–1213 гг. до н. э.) взял в жены Меритамен, одну из своих дочерей.

Фараоны в Египте часто имели несколько жен и наложниц, а в кровосмесительных браках иногда рождались дети. Некоторые ученые предполагают, что инбридинг способствовал возникновению медицинских проблем Тутанхамона. Об этом написала команда под руководством Захи Хавасса, бывшего министра древностей Египта, и его коллеги в статье 2010 года, опубликованной в журнале JAMA.

Брак брата и сестры

Многие царственные египтяне заключали королевские браки между братом и сестрой, чтобы подражать практике Осириса и Исиды, двух египетских божеств, которые были братьями и сестрами, состоявшими в браке друг с другом.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Осирис был одним из самых важных богов в египетской религии. Его супруга Исида также была его сестрой согласно некоторым древнеегипетским космогониям», — рассказала Лейре Олабаррия, преподаватель египтологии в Университете Бирмингема в Великобритании. — Таким образом, члены королевской семьи заключали браки между близкими родственниками, чтобы подражать Осирису и Исиде и увековечить свои образы богов на земле».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кампаньо согласился, что брак Осириса и Исиды помогает объяснить, почему египетские королевские особы практиковали браки брата и сестры.

Среди некоролевских особ браки между братьями и сестрами, похоже, не получили широкого распространения до времен римского правления, когда записи указывают на значительное количество браков между братьями и сестрами.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Олабаррия предупредила, что после начала Нового царства (около 1550–1070 гг. до н. э.) обнаружить брак брата и сестры в исторической перспективе может быть сложно из-за изменений в использовании египетских слов. Например, «термин "snt" обычно переводится как "сестра", но в Новом Королевстве его также начали использовать для обозначения жены или любовницы», — отметила Олабаррия.

Римское правление

Почему число браков брата и сестры резко возросло во время римского правления, является источником споров. В своей книге «Семья в Римском Египте: сравнительный подход к солидарности и конфликтам между поколениями» (Cambridge University Press, 2013) Сабина Хюбнер, профессор древних цивилизаций в Базельском университете в Швейцарии, написала, что многие из прецедентов на самом деле представляют собой брак с мужчиной, которого усыновили в семью жены незадолго до свадьбы. Родители, у которых не было сына, могли настоять на этом потому, что не хотели отпускать из дома ребенка — напротив, это муж должен был бы переехать в дом жены. Подобная практика формального усыновления зятя существовала и в других древних обществах, включая Грецию.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

По словам Хюбнер, усыновление зятя является лучшим объяснением того, почему браки брата и сестры так часто засвидетельствованы в римском Египте. «Мне кажется, что это более очевидный случай, чем объявление общества Римского Египта единственным случаем в истории человечества, когда браки между родными братьями и сестрами отмечались среди простых людей в целом и на регулярной основе», — написала она.

Есть и другие возможные объяснения того, почему в римском Египте часто заключались браки брата и сестры. Одна из возможностей, по словам Олабаррии, состоит в том, что родители поощряли эту практику, чтобы собственность и богатство не стали камнем преткновения после их смерти — все нажитое добро осталось бы в семье. Эта практика, похоже, была распространена в основном среди части населения греческого происхождения. Возможно, брак брата и сестры использовался в качестве своего рода маркера идентичности для египтян греческого происхождения.