Хотя в настоящее время психология человека изучается со всех сторон, скука во время экзаменов до сих пор игнорировалась в исследованиях, — как отмечают западные эксперты. Так, международная группа ученых под руководством Томаса Гетца из Венского университета впервые изучила этот феномен. Согласно исследованию, высокий уровень скуки негативно влияет на результаты экзаменов.
Почему студенты скучают во время сдачи экзаменов: интересные факты


Психология учащихся
Основными причинами скуки, по словам исследователей, были как недостаточные, так и чрезмерные нагрузки во время экзамена. Кроме того, уровень скуки был значительно выше, когда содержание экзамена не имело «личного значения» для студентов. Основной вывод исследования: высокий уровень скуки на экзамене негативно влияет на результаты экзамена. Учёные впервые предложили так называемую «гипотезу изобилия», — которую им удалось подтвердить.
- С одной стороны, «гипотеза изобилия» утверждает, что скука особенно ухудшает успеваемость на экзамене, если учащиеся испытывают чрезмерную нагрузку, поскольку на выполнение заданий придется направить все умственные ресурсы. С другой стороны, в случае скуки из-за отсутствия сложности в тесте, ресурсы для выполнения задач доступны в изобилии, — из-за чего теряется и интерес.

Скука на экзаменах
В ходе исследования ученые проанализировали в общей сложности 1820 немецких учащихся 5-10 классов. Вопросы о степени скуки, недостаточной или чрезмерной сложности, а также о личной значимости заданий были непосредственно включены в тест между различными заданиями. По результатам исследования специалисты также дали некоторые рекомендации для учителей и опекунов.
- «Для борьбы со скукой на экзаменах учителя должны готовить экзаменационные задания таким образом, чтобы они соответствовали реальности жизни студентов. Кроме того, задания не должны быть слишком сложными или слишком легкими», — объясняет Томас Гетц. «Родители или опекуны также могут поддержать молодых людей, начав открытый разговор о возможных слишком сложных или недостаточно сложных задачах в школе».
- «Большое количество исследований уже показывает, что скука оказывает пагубное влияние не только на учебу и успеваемость, но также на психическое и физическое здоровье. Благодаря нашей работе мы теперь расширяем взгляд на центральную область повседневной школьной жизни детей и подростков», — заключает Гетц.