Разберем эту тему на примере самолета Airbus A320, у которого 4 двери и 4 люка для выхода на крыло. Двери могут открываться как в ручном режиме, так и в автоматическом, люки – только в автоматическом.
Не прислоняться: какую опасность таят двери самолета и чем чревато неправильное обращение с ними

В ручном режиме («disarmed») бортпроводник поднимает ручку открытия двери, не спеша выводит ее наружу и устанавливает на стопор, чтобы она не закрылась от порыва ветра и никого не травмировала.
В автоматическом («armed») дверь после поднятия ручки резко открывается сама с помощью пневмосистемы, и надувается аварийный трап. Соответственно, используется этот режим только в аварийной ситуации. Важно как можно быстрее отпустить ручку открытия двери, дабы не вылететь из самолета, держась за нее. Время наполнения трапа – около 5 секунд, а чтобы все сработало – открылось и надулось – экипаж перед вылетом проверяет давление в баллонах системы газонаполнения трапов и в пневмосистеме открытия дверей.
Перевод двери из одного режима в другой осуществляется с помощью рычага. Когда он наверху, дверь в положении «disarmed» (ручное), виден зеленый индикатор, то есть дверь безопасна, откроется штатно. А когда рычаг внизу, дверь в положении «armed» (автомат), индикатор красный. Перед взлетом бортпроводники переводят все двери в «armed», чтобы в случае аварийной ситуации незамедлительно начать эвакуацию.

В прошлом году, не зная этих нюансов и поддавшись панике во время эвакуации, пассажир одной из российских авиакомпаний решил сработать быстрее экипажа: подбежал к двери, перевел рычаг наверх, в ручное положение (думая, что «открывает замок»), и открыл дверь. Аварийный трап, соответственно, не надулся, и пассажиры лишились одного выхода.
Аналогично и открытие двери в положении «armed» на аэродроме может привести к беде. Если под бортом в это время будет работать наземный персонал, выпавший из двери трап запросто убьет человека. Это как максимум. А как минимум – самолет будет отстранен от рейсов до завершения технических работ, ибо летать без средств эвакуации, предусмотренных производителем, запрещено.
Чтобы избежать проблем, в самолете помимо очевидного положения рычага и цветного индикатора, есть еще одна подсказка о том, в каком положении находится дверь – это индикатор «Slide armed» рядом с ручкой открытия двери. Если дверь «армирована», то при поднятии ручки на три градуса индикатор загорится белым цветом, указывая на то, что еще одно движение – и надуется трап.

В общем, учитывая всю серьезность последствий неправильного обращения с дверьми самолета, бортпроводники соблюдают ряд правил:
- переводят и открывают двери только с разрешения старшего, у которого на панели отображается индикация положения дверей;
- в штатной ситуации открывают дверь поэтапно, обращая внимание на индикатор «Slide armed»;
- все манипуляции проводят вдвоем, контролируя действия друг друга. Когда экипаж летит минимальным составом, один бортпроводник может перевести две двери из одного положения в другое самостоятельно, но результат все равно проконтролируют коллеги и старший.
Что касается люков, то с ними все проще: они всегда в положении «armed», поскольку используются только в случае эвакуации. Стоит открыть люк – тут же надуется трап.
Именно из-за этой возложенной на данных пассажиров-помощников функции, на места у аварийных выходов не сажают людей с ограниченными возможностями, детей, беременных женщин, тучных пассажиров. Оговоримся сразу: тучным человек считается в том случае, если ему потребовался дополнительный ремень безопасности, чтобы пристегнуться, а не тот, кого посчитали таковым сотрудники авиакомпании исходя из своих личных убеждений.

Если рейс прошел благополучно, все штатно, то после заруливания на стоянку и выключения двигателей командир воздушного судна дает команду на перевод дверей в «disarmed». Бортпроводники поднимают рычаг наверх, фиксируют его в этом положении специальной шпилькой, чтобы он случайно не опустился вниз, и докладывают старшему о переводе дверей.
На других типах самолетов двери открываются и переводятся по-другому. Но суть остается той же: перед взлетом они «армируются», чтобы в случае необходимости максимально быстро начать эвакуацию, а после посадки и выключения двигателей переводятся в ручное положение для открытия в штатном режиме. Понятия «закрывать дверь на замок перед полетом» не существует.