Особенный вид медуз может помнить прошлое, — хотя у них нет мозга!

Ученые попытались научить вид медуз-бокоплавов (Tripedalia cystophora) нескольким простым приемам, чтобы проверить, нужен ли для обучения мозг.
Юрий Гандрабура
Юрий Гандрабура
Журналист-переводчик
Особенный вид медуз может помнить прошлое, — хотя у них нет мозга!
Caribbean box jellyfish. (Anders Garm)

Результаты нового исследования показали: практически все существа, что имеют горстку нейронов и способны воспринимать окружающую среду, могут адаптировать свое поведение на основе предыдущего опыта. «Обучение — это вершина производительности нервных систем», — говорит Ян Билецки, нейробиолог из Кильского университета, Германия. У медузы T. cystophora каждая из четырех зрительных структур, — или ропалий, — состоит из двух глаз и около тысячи фоторецепторов. Эти нервы служат одновременно и сенсорными системами, и интеграционными центрами для преобразования стимулов в реакции, помогая прокладывать путь через густые леса мангровых корней в поисках добычи.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Caribbean box jellyfish. (Anders Garm)

Как работает память у медузы

Чтобы определить, способна ли такая рудиментарная система («медуза видет — медуза делает») к обучению, Ян Билецки и его коллеги поместили взрослых особей T. cystophora в круглый аквариум с серыми полосатыми стенками, имитирующими вертикальные полосы мангровых зарослей: медузы без раздумий «вгрызались» в стену.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Однако к концу 7,5-минутного эксперимента медузы начали отворачиваться от стенок в среднем в четыре раза чаще и увеличили расстояние между собой и стенками в два раза. Как сообщают эксперты: это свидетельствует об изменении поведения медузы в ответ на вновь обретенное препятствие. «Удивительно, насколько быстро эти существа учатся; примерно так же, как это делают обычные животные», — говорит морской биолог Андерс Гарм из Копенгагенского университета. «Даже простейшая нервная система, похоже, способна к продвинутому обучению, и это может оказаться фундаментальным клеточным механизмом, появившимся на заре эволюции».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Чтобы подтвердить, что в процессе обучения участвуют зрительные и механические стимулы, исследователи выделили отдельных медуз-хопалий и показали им простой фильм, состоящий из малоконтрастных серых полос в движении. Воспринимая полосы как объекты, находящиеся слишком далеко, чтобы иметь значение, органы медузы «лениво бездействовали».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Когда же фильм сопровождался слабым разрядом электричества, медузы переставали воспринимать фальшивые корни мангровых деревьев как слишком далекие, что заставляло их подавать сигналы к движению, чтобы «увернуться» от встречного препятствия. Теперь, зная, что для развития ассоциативного обучения у животных требуется совсем немного нейронов и простейшие стимулы, исследователи надеются изучить взаимодействие нервов на клеточном уровне.