Из его картин ползли мокрицы. Человек умирал, разрушался, мастер — продолжал жить. Как Врубель писал портрет Брюсова

10 февраля 1902 года в психиатрическую клинику поступил пациент с диагнозом «прогрессивный паралич» — особая форма нейросифилиса, которая разрушает нервную систему, приводя к расстройству памяти, частым перепадам настроения, раздражительности и подавленности. Этим пациентом оказался художник Михаил Александрович Врубель, который время от времени слышал голоса. Ему все чаще казалось, что из его картин ползут мокрицы. К тому моменту он уже десять лет как был заражен сифилисом. Совершенно трагическая судьба, душевная болезнь и жизнь на пределе возможностей не помешали великому художнику написать последнюю картину — портрет Брюсова. Валерий Яковлевич позже признается: «После этого портрета мне других не нужно. И я часто говорю, полушутя, что стараюсь остаться похожим на свой портрет, сделанный Врубелем».
Из его картин ползли мокрицы. Человек умирал, разрушался, мастер — продолжал жить. Как Врубель писал портрет Брюсова
Wikipedia

Демоны Врубеля

Не стоит обвинять во всех странностях поведения Врубеля одну только болезнь. Со своим «Демоном» Михаил Александрович встретился гораздо раньше.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Если любовь — это сумасшествие, то художник потерял разум, когда безответно влюбился в Эмилию Прахову.

Эмилия Прахова
Эмилия Прахова
Wikipedia

Она стала его музой, именно ее образ он писал в многочисленных портретах и даже изобразил ее на иконе «Богоматерь с младенцем» в Кирилловском храме.

«Богоматерь с младенцем»
«Богоматерь с младенцем»
Wikipedia
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Врубель тратил последние деньги, чтобы поразить свою возлюбленную. Он мог написать картину на заказ, принести ее к ногам любимой, а после отказа разорвать на кусочки.

Врубель истязал не только свои картины, но и свое тело — резал ножом грудь, чтобы пережить душевную боль:

«Я любил женщину, она меня не любила — даже любила, но многое мешало её пониманию меня. Я страдал в невозможности объяснить ей это мешающее. Я страдал, но, когда резал себя, страдания уменьшались»
М.А.Врубель

В конце концов он начал искать забвения в вине и случайных связях, попал под суд за долги. Чтобы рассчитаться, Врубель был вынужден работать маляром на стройках и полотером в кабаках. Тогда-то художник и нарисовал своего первого «Демона» — красивого юношу с женскими чертами и глазами Эмилии.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
«Демон сидящий»
«Демон сидящий»
Wikipedia

Ничего пугающего в нем не было, только дух мятежный, страдающий, ищущий и не находящим места в этом мире. Ведь неслучайно с греческого слово «демон» переводится как «душа».

Душа же Врубеля наконец нашла покой в объятьях Надежды Забелы, которая стала художнику верной и преданной супругой, готовой идти нога в ногу с мужем через все невзгоды.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Надежда Забела
Надежда Забела
Wikipedia

Образ «Демона» не оставлял художника ни на минуту: он рисовал его везде — на обрывках писем, на полях газет, на клочках бумаги. И все они смотрели на своего зрителя огромными глазами Эмилии.

«Демон поверженный»
«Демон поверженный»
Wikipedia
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Самый страшный дух — «Демон поверженный» — появился в 1901 году, в пору, когда у Надежды и Михаила умер их единственный сын Савва, которому едва исполнилось два года...

Савва – сын Врубеля и Надежды
Савва – сын Врубеля и Надежды
Wikipedia

Не сумев справиться самостоятельно с этим горем, Врубель решил добровольно сдаться врачам:

«Везите меня куда-нибудь, а то я вам наделаю хлопот»
М.А.Врубель

Человек умирал, разрушался, мастер — продолжал жить

В 1905 году издатель журнала «Золотое Руно» Николай Рябушинский решил собрать портретную галерею известных в то время писателей. Написать портрет Брюсова он предложил Михаилу Врубелю, который на тот момент находился в психиатрической лечебнице доктора Ф. А. Усольцева, в Петровском парке.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
М.А.Врубель
М.А.Врубель
Wikipedia

Брюсов вошел комнату со стенами без обоев и с самой дешевой мебелью. Увидев Врубеля, Брюсов ужаснулся. Перед ним стоял некогда приятный белокурый юноша, трансформирующийся в одного из Демонов:

«Хилый, больной человек, в грязной измятой рубашке. У него было красноватое лицо; глаза — как у хищной птицы; торчащие волосы вместо бороды. Первое впечатление: сумасшедший!»
В.Я.Брюсов

Но сквозь все это безумие проглядывал гений

Врубель молча привязал полотно к спинке кресла, так как мольберта у него не было. Каждое его движение выдавало психическое расстройство художника, но стоило ему только взять в руки уголь, его движения приобретали необыкновенную уверенность и твердость. Он принялся набрасывать портрет, безо всяких подготовительных этюдов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
портрет Брюсова
портрет Брюсова
Wikipedia
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Врубель представил поэта, стоящего со скрещенными руками на фоне кустов сирени. Рассудочность, интеллектуальная рафи­нированность и суховатость запечатлелись в облике Брюсова. Именно эти черты особенно радовали Врубеля. Он не хотел хаоса, стихийности. Он хотел разумной ясности.

Но наброску не суждено было сохраниться: в один из дней Врубель тряпкой стер кусты, нечаянно задев и часть головы.

«Впоследствии знатоки находили в этом глубокий смысл, восхищались этим, утверждая, что таким приемом Врубель верно передал мою психологию»
В.Я.Врубель

Но увы! Это был всего лишь неаккуратный взмах тряпки.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Врубель уверял, что в качестве фона поэту нужно что-то другое. Он достал откуда-то фотографию фрески эпохи Возрождения, на которой были изображены Психея и Амур. Он странно и ядовито хохотал при имени Психеи, упорно называя ее Псишей.

Работая над портретом, Врубель часто говорил о голосах, которые преследуют его. Особенно беспокоился он за недавно законченную им «Жемчужину»:

«Жумчужина»
«Жумчужина»
Wikipedia
«Вы ее видели? — спрашивал он меня. — Не заметили в ней ничего? — Прекрасная картина, Михаил Александрович, — ответил я. — Одна из лучших ваших вещей. — Нет, — беспокоился Врубель, — там, знаете, одна фигура так прислонена к другой... я ничего такого не думал... Это получилось само собой... Непременно надо будет переделать...»
В.Я.Врубель

Но закончить портрет художник так и не смог. Рука перестала слушаться, постоянно дрожала. Но что было хуже всего: ему начало изменять и зрение.

Врубель написал письмо жене, что он не может ни читать, ни рисовать. И через несколько дней полностью ослеп.

Последние годы жизни художника прошли в полной тьме и в фантастических мечтах о ка­ких-то «сапфирных», драгоценных глазах, которые ему дарует судьба. Он был фактически вне жизни. Его же творчество, на­против, только начинало по-настоящему жить.