Утром 21 августа самолет Ту-124 вылетел из аэропорта Юлемисте в Таллине и взял курс на Москву. Махиной управляли опытные летчики Виктор Мостовой и Василий Чеченев. Вскоре после взлета экипаж обнаружил, что переднюю стойку шасси заклинило — она находилась в промежуточном положении. И тут у пилотов начался мозговой штурм.
Чудом выжили: как 60 лет назад самолет Ту-124 совершил посадку на Неву

Садиться на полосу не вариант, так как стойка шасси сломалась бы, корпус разрушился, а искры, образовавшиеся при приземлении, с большей вероятностью могли вызвать пожар. Учитывая, что самолет летел с полными баками топлива, все могло бы кончиться взрывом и гибелью всех пассажиров и членов экипажа.
В таком случае, посадку нужно было совершать на что-то мягкое вроде вспаханного поля. Но в Таллине такого не оказалось, к тому же на момент взлета город накрыл густой туман. Тогда авиадиспетчеры приняли решение сменить маршрут и совершить посадку не в Москве, а в Ленинграде, в аэродроме «Шоссейная» (будущее Пулково).
В аэропорту к прилету Ту-124 подготовились максимально тщательно: к грунтовой полосе, на которую самолет должен был сесть, прибыли пожарная техника и машины скорой медицинской помощи. Однако добраться до назначенного места авиалайнер не смог.

Экстренная посадка на воду
Долетев до Ленинграда в 11 часов утра, самолет начал наворачивать круги вокруг города на небольшой высоте (по разным данным — от 500 до 600 метров). Делалось это с целью растратить большую часть топлива, чтобы снизить вероятность взрыва при приземлении. В это время бортмеханик пытался выпустить заклинившее шасси с помощью шеста, в процессе работы он даже пробил днище фюзеляжа, но ничего не помогало.
К 12:10 самолет сделал восьмой круг, датчики показывали, что топлива уже мало — хватит для того, чтобы долететь до ВПП. Но в этот момент заглох левый двигатель. Экипажу было дано разрешение на сквозной пролет к аэродрому через центр Ленинграда. Но вскоре остановился и второй двигатель. Практически в то же время стрелка, указывающая на уровень топлива в баках, достигла нуля. Долететь до «Шоссейной» уже не представлялось возможным.
Тогда экипаж решил совершить экстренную посадку на воду. У второго пилота Чеченова уже был такой опыт, только сажал он военные самолеты, а не пассажирские. Меньше чем через 14 секунд после отключения второго двигателя Ту-124 оказался на воде. К счастью, ни волн, ни водных судов не было, в этом происшествии обошлось без жертв.

Буксир «Буревестник», перевозивший в это время лесоматериалы по реке, поспешил к приводнившемуся лайнеру и отбуксировал его к берегу. Пассажиры Ту-124 в этот же день отправились до изначальной конечной точки своего маршрута — в Москву.
Не Герои СССР
Несмотря на то, что пилоты самолета фактически спасли жизни всех пассажиров и нескольких тысяч жителей Ленинграда, советское руководство не посчитало их поступок героическим. Наоборот, их обвинили в безответственности и халатности. Мостовому сначала объявили строгий выговор, а потом подумали, что этого мало, и уволили его из авиации.
Причина — несогласие руководства признавать технические неисправности авиалайнеров производства конструкторского бюро «Туполев».
Многие пассажиры подписали петицию в защиту своих спасителей, но она, к счастью, не понадобилась. Суд над пилотами и другими членами экипажа так и не состоялся.
Восторжествовавшая справедливость
Мнение у советского руководства о Мостовом и Чеченеве изменилось благодаря позиции газеты «Известия». Журналисты встали на их защиту и назвали их настоящими героями. Эту статью начали цитировать другие издания, она даже дошла до зарубежных газет! Итогом этого стало возвращение Мостового в авиацию и назначение Чеченова командиром воздушного судна.

Виктора Мостового и его коллег позже представили к награде (Ордену Красной Звезды), но указ о награждении так и не был подписан по неизвестным причинам. Зато первый и второй пилот получили другую награду: по распоряжению Аэрофлота им подарили двухкомнатные квартиры.
Самолет, кстати, вытащили из реки лишь на следующее утро после приводнения. При этом всю ночь он пролежал на дне ― вода заполняла судно через пробоину в фюзеляже, которую сделал бортмеханик. Но после обследования было принято решение его списать. Поломки были настолько существенными, что не подлежали ремонту.
Обследовали также и другие самолеты серии Ту-124. Оказалось, что все-таки авиалайнеры производства конструкторского бюро «Туполев» не такие уж и идеальные. Как минимум три из них тоже имели производственные дефекты. Только после «чуда на Неве» конструкторы принялись устранять все возможные технические недочеты.