Чудом выжили: как 60 лет назад самолет Ту-124 совершил посадку на Неву

21 августа 1963 года авиалайнер весом 40 тонн и с 52 людьми на борту совершил экстренную посадку на воду. Действие происходило в Ленинграде, но о нем почему-то не сообщали СМИ. Этот инцидент очень хотели скрыть от общественности, даже пилотам, справившимся со всеми трудностями и фактически спасшим жизни находящихся в самолете людей, не дали звания Героев СССР. Даже наоборот, им вынесли наказания. Но почему? Что в этой истории было не так?
Екатерина Николаева
Екатерина Николаева
Редактор сайта TechInsider.ru
Чудом выжили: как 60 лет назад самолет Ту-124 совершил посадку на Неву
Wikipedia
Новость о приводнении самолета на Неву тут же разлетелась по городу, толпы зевак начали собираться и фотографировать лайнер. Вскоре появились милиционеры, запрещавшие делать снимки. Именно поэтому кадров с места происшествия крайне мало.

Утром 21 августа самолет Ту-124 вылетел из аэропорта Юлемисте в Таллине и взял курс на Москву. Махиной управляли опытные летчики Виктор Мостовой и Василий Чеченев. Вскоре после взлета экипаж обнаружил, что переднюю стойку шасси заклинило — она находилась в промежуточном положении. И тут у пилотов начался мозговой штурм.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Садиться на полосу не вариант, так как стойка шасси сломалась бы, корпус разрушился, а искры, образовавшиеся при приземлении, с большей вероятностью могли вызвать пожар. Учитывая, что самолет летел с полными баками топлива, все могло бы кончиться взрывом и гибелью всех пассажиров и членов экипажа.

В таком случае, посадку нужно было совершать на что-то мягкое вроде вспаханного поля. Но в Таллине такого не оказалось, к тому же на момент взлета город накрыл густой туман. Тогда авиадиспетчеры приняли решение сменить маршрут и совершить посадку не в Москве, а в Ленинграде, в аэродроме «Шоссейная» (будущее Пулково).

В аэропорту к прилету Ту-124 подготовились максимально тщательно: к грунтовой полосе, на которую самолет должен был сесть, прибыли пожарная техника и машины скорой медицинской помощи. Однако добраться до назначенного места авиалайнер не смог.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Так выглядел самолет Ту-124, приводнившийся на Неву. На фото — его аналог.
Так выглядел самолет Ту-124, приводнившийся на Неву. На фото — его аналог.
Wikipedia
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Экстренная посадка на воду

Долетев до Ленинграда в 11 часов утра, самолет начал наворачивать круги вокруг города на небольшой высоте (по разным данным — от 500 до 600 метров). Делалось это с целью растратить большую часть топлива, чтобы снизить вероятность взрыва при приземлении. В это время бортмеханик пытался выпустить заклинившее шасси с помощью шеста, в процессе работы он даже пробил днище фюзеляжа, но ничего не помогало.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

К 12:10 самолет сделал восьмой круг, датчики показывали, что топлива уже мало — хватит для того, чтобы долететь до ВПП. Но в этот момент заглох левый двигатель. Экипажу было дано разрешение на сквозной пролет к аэродрому через центр Ленинграда. Но вскоре остановился и второй двигатель. Практически в то же время стрелка, указывающая на уровень топлива в баках, достигла нуля. Долететь до «Шоссейной» уже не представлялось возможным.

Тогда экипаж решил совершить экстренную посадку на воду. У второго пилота Чеченова уже был такой опыт, только сажал он военные самолеты, а не пассажирские. Меньше чем через 14 секунд после отключения второго двигателя Ту-124 оказался на воде. К счастью, ни волн, ни водных судов не было, в этом происшествии обошлось без жертв.

В народе инцидент получил название «Чудо на Неве».
Фотография Юрия Туйска, прибывшего на место происшествия через 15 минут после случившегося. Милиционеры его не заметили, так как стоял он довольно далеко. И, как можно увидеть, пытался сделать снимок максимально быстро, чтобы не привлекать к себе внимания.
Фотография Юрия Туйска, прибывшего на место происшествия через 15 минут после случившегося. Милиционеры его не заметили, так как стоял он довольно далеко. И, как можно увидеть, пытался сделать снимок максимально быстро, чтобы не привлекать к себе внимания.
Соцсети
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Буксир «Буревестник», перевозивший в это время лесоматериалы по реке, поспешил к приводнившемуся лайнеру и отбуксировал его к берегу. Пассажиры Ту-124 в этот же день отправились до изначальной конечной точки своего маршрута — в Москву.

Не Герои СССР

Несмотря на то, что пилоты самолета фактически спасли жизни всех пассажиров и нескольких тысяч жителей Ленинграда, советское руководство не посчитало их поступок героическим. Наоборот, их обвинили в безответственности и халатности. Мостовому сначала объявили строгий выговор, а потом подумали, что этого мало, и уволили его из авиации.

Причина — несогласие руководства признавать технические неисправности авиалайнеров производства конструкторского бюро «Туполев».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Многие пассажиры подписали петицию в защиту своих спасителей, но она, к счастью, не понадобилась. Суд над пилотами и другими членами экипажа так и не состоялся.

Восторжествовавшая справедливость

Мнение у советского руководства о Мостовом и Чеченеве изменилось благодаря позиции газеты «Известия». Журналисты встали на их защиту и назвали их настоящими героями. Эту статью начали цитировать другие издания, она даже дошла до зарубежных газет! Итогом этого стало возвращение Мостового в авиацию и назначение Чеченова командиром воздушного судна.

Экипаж Ту-124, совершивший экстренную посадку на воду. Слева направо: бортмеханик Смирнов, штурман Царев, бортрадист Беремин, командир Мостовой и второй пилот Чеченев
Экипаж Ту-124, совершивший экстренную посадку на воду. Слева направо: бортмеханик Смирнов, штурман Царев, бортрадист Беремин, командир Мостовой и второй пилот Чеченев
Wikipedia
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Виктора Мостового и его коллег позже представили к награде (Ордену Красной Звезды), но указ о награждении так и не был подписан по неизвестным причинам. Зато первый и второй пилот получили другую награду: по распоряжению Аэрофлота им подарили двухкомнатные квартиры.

В 2023 году группа искусствоведов и историков решила создать мемориал на месте аварийной посадки Ту-124 на Неву. Он будет представлять собой скульптуру с небольшим пространством, в котором можно будет увидеть QR-коды. При их сканировании люди смогут увидеть 3D-реконструкцию самолета, изучить справочную информацию, а также получить доступ к фильму о подвиге Мостового и Чеченова, электронной книге и архиву документов.

Самолет, кстати, вытащили из реки лишь на следующее утро после приводнения. При этом всю ночь он пролежал на дне ― вода заполняла судно через пробоину в фюзеляже, которую сделал бортмеханик. Но после обследования было принято решение его списать. Поломки были настолько существенными, что не подлежали ремонту.

Обследовали также и другие самолеты серии Ту-124. Оказалось, что все-таки авиалайнеры производства конструкторского бюро «Туполев» не такие уж и идеальные. Как минимум три из них тоже имели производственные дефекты. Только после «чуда на Неве» конструкторы принялись устранять все возможные технические недочеты.