10 подходов в советском образовании, которые отличают его от современного

С момента развала Союза прошло чуть больше 30 лет — за это время многие сферы жизни значительно изменились. Так, современное образование уже не похоже на то, что было в советской школе. Рассказываем, в чем заключаются эти различия.
10 подходов в советском образовании, которые отличают его от современного
Wikimedia
В разные эпохи подход к школьному образованию в СССР трансформировался, однако ряд принципов все же оставался неизменным

Несмотря на то, что про советскую школу часто любят говорить, что она была «лучшей в мире», это не совсем так. Среди подходов, которыми славилось образование в СССР, было как много положительных, так и устаревших и отрицательных примеров.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Положительные стороны

  • Подготовка детей к реальной жизни. В большинстве школ страны в 1960-х годах ученики вместе с изучением теоретических предметов получали еще и ряд профессиональных навыков. Конечно, чтобы получить более сложные профессии, необходимо было продолжать учебу в высших учебных заведенияъ, однако вчерашний школьник уже мог отправиться трудиться в колхоз или на завод. Для детей-интеллектуалов, которым обучение физическому труду было не так необходимо, стали появляться отдельные учебные заведения с уклонами в разные науки.
  • Помощь отстающим ученикам. Сегодняшние школьники скорее будут сидеть часами с родителями и репетиторами над домашним заданием или просто откроют «ГДЗ». В советской школе была распространена система шефства отличников над менее успевающими одноклассниками. Первым это помогало развивать свои лидерские навыки и еще лучше понимать тему, а вторым — подтянуть материал и не скатиться в плохие оценки.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Школьники за партой
ТАСС
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  • Фундаментальные и разносторонние знания. Обязательными для изучения и освоения были абсолютно все основные школьные предметы, а не только те, по которым школьник, как сегодня, «сдает ЕГЭ». Это позволяло ребенку выходить из школы эрудированным человеком с полноценными представлениями о том, как устроен мир с точки зрения науки.
  • Равные условия для всех школьников. Обучение и программа были одинаковым для всех детей, вне зависимости от того, какую должность занимали их родители. Кроме того, школьной подготовки хватало, чтобы поступить в институт, а в услугах репетиторов не было такой сильной необходимости. Дополнительные занятия с частным педагогом были скорее исключением, а не правилом, как сегодня.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Негативные стороны

  • Коллективное важнее частного. Наказания (и поощрения), разборки и бойкоты — все это было делом коллектива. Если провинился кто-то один, наказывали весь класс, в то же время и в положительном ключе думать учили не о своей выгоде, а о выгоде коллектива. Ребенку объясняли, что его личность не так важна, как его роль в коллективе, убивая в нем индивидуальность.
  • Отсутствие критического мышления. Высказывать свое мнение, а уж тем более спорить с педагогом — было ужасно неприлично. Детей не учили методам критического мышления, в большей степени из-за того, что такой подход был абсолютно не выгоден советской машине пропаганды.
Советские школьники
ТАСС
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  • Пассивная роль ученика в процессе образования. Сам ребенок практически никак не мог повлиять на процесс обучения. Школа была одной большой системой, которая контролировала как конкретное получение знаний, так и длину фартука в школьной форме. Как будет строиться процесс учебы — зависело исключительно от педагога.
  • Оценка знаний по пятибалльной шкале. Сегодня ведущие прогрессивные педагоги все чаще говорят о том, что жесткая пятибалльная система оценок — то, от чего образованию стоит отказываться. С раннего возраста оценки вешают на детей ярлыки «двоечник» и «отличник», которые никак не отражают реальное положение вещей. Вместо того, чтобы оценивать уровень знаний и искать индивидуальный подход к каждому ученику, оценки загоняют школьника в жесткие рамки и заставляют чувствовать себя «неправильным» при невозможности набрать высокий балл.
  • Недостаточное внимание иностранным языкам. Конечно, иностранный язык входил в школьную программу, а те самые «отличники» умели на нем грамотно читать и без проблем заучивали правила. Однако использовать язык в реальных целях выпускник школы редко умел. Общения с носителями в школе СССР не происходило, а обучение обычно велось по устаревшим учебникам.
  • Упор на hard skills (жесткие навыки). Если сегодня речь все чаще идет о том, чтобы развивать в детях soft skills (мягкие навыки), например, креативность, общительность, адаптивность, в советской школе речи об этом не шло. Ребенку давали только академическую базу, — считалось, что мягкие навыки он сможет получить и вне уроков самостоятельно.