Очень многие из нас хотя бы раз в жизни летали на самолете. А также видели это странное устройство с вращающимися рамами, через которое нужно пройти, поднимая руки. Знакомьтесь: ваше величество сканер в аэропорту. Рассказываем, как он работает, зачем он нужен и безопасно ли через него проходить — особенно, если являешься частым гостем на борту самолета.
Они видят нас насквозь: как работают сканеры досмотра в аэропорту

Что представляют собой сканеры вещей в аэропорту
Сканеры в аэропорту — это технические средства, которые проверяют багаж и пассажиров перед посадкой на самолет. Устройства исключают физический досмотр, но, в отличие от сотрудников, обнаруживают запрещенные предметы с высокой точностью. Какие это могут быть объекты? Взрывчатка, холодное оружие, а также контрабанда: от исторических артефактов до наличных денежных средств.
Как работает сканер в аэропорту
То, как выглядит сканер в аэропорту, вы наверняка знаете. Это рамка (чаще — крутящаяся), которая испускает различные виды излучения. Тем самым она «просвечивает» вещи внутри багажа и делает много-много фотографий с разных ракурсов. Вот какой принцип работы у сканера:
- Рентгеновская трубка формирует пучок рентген-излучения;
- Эти лучи проходят сквозь сумку или чемодан и рассеиваются по поверхности вещей. Они «задерживаются» на предметах в зависимости от плотности атомов этих объектов;
- Детекторы создают трехмерное изображение всего, что лежит внутри багажа. Разный состав подсвечивается разными цветами: оранжевым, зеленым или синим;
- Если есть подозрительные вещи — сотрудники аэропорта открывают сумку и проверяют ее содержимое вручную.
Сканер человека в аэропорту работает немного иначе. И дело далеко не в здоровье (все устройства безопасны для организма). Главная задача такого аппарата — не «раздеть» пассажира, а воссоздать общие очертания. Зато подозрительные «находки» будут подсвечиваться ну очень ярко! Вот как это работает:
- Устройство испускает миллиметровые радиоволны, которые отражаются от тела и от предметов под одеждой;
- Компьютер строит контур тела и автоматически помечает «аномальные зоны».
Виды сканеров в аэропортах
А теперь заглянем в сканер вещей в аэропорту и подробнее рассмотрим его устройство. На данный момент для досмотра используются три вида сканеров:
Микроволновые сканеры
Зашел человек в микроволновый сканер в аэропорту, и через три секунды получается его детальное изображение без одежды. И никакого фотошопа не надо. Но не спешите пугаться: все подробности опущены! Достигается это благодаря антеннам, которые расположены в двух вращающихся вокруг пассажира полурамах. Они излучают электромагнитные волны миллиметрового диапазона, которые в свою очередь отражаются от тела и формируют реалистичную трехмерную картинку.
Излучение от сканера в аэропорту не ионизирующее, поэтому никакого негативного влияния на здоровье оно не оказывает. Более того, с таким излучением мы взаимодействуем каждый день, пользуясь мобильными телефонами, а также Wi-Fi-роутерами.
Рентгеновские сканеры на основе обратного рассеяния лучей
Он выглядит, как два шкафа, стоящих друг напротив друга. Пассажиру необходимо встать между ними на определенной точке, а рентгеновские лучи сделают двухмерный снимок спереди и сзади. Такое сканирование тела в аэропорту безопасно: облучение минимально, поскольку рентгеновские лучи не проходят сквозь пассажира, а отражаются от его тела, формируя картинку. Разные предметы в зависимости от их плотности обозначаются на изображении разными цветами, что дает возможность сотрудникам выявить запрещенные к провозу предметы.
Лучи этого сканера при досмотре создают достаточную детальную картинку, что стало вызывать вопросы относительно нарушения приватности. Чтобы не нарушать права людей в этом плане, интимные зоны скрываются программными настройками. Излучение ионизирующее, но в очень небольшом количестве, что не сказывается негативно на состоянии здоровья.
Рентгеновские сканеры на основе проникающего излучения
Его используют тогда, когда есть подозрение на то, что человек мог проглотить запрещенный к перевозке предмет. Так выявляют, например, наркокурьеров, провозящих наркотики в желудке или других полостях тела. Существуют сканеры, позволяющие сделать как общий снимок всего тела человека (доза составляет при этом 0,25 зиверта), так и какой-то отдельной области. Второй вариант отличается большей дозой и проводится в случае необходимого досмотра в аэропорту подозрительного человека.
Самыми популярными сканерами на данный момент являются микроволновый и рентгеновский на основе обратного рассеяния лучей. Излучение от них не вредит здоровью, а время досмотра сокращается до нескольких секунд. При этом на экране все видно на ура!
Что видит сканер в аэропорту
В основе сканера лежит технология компьютерной томографии. Она делает сотню снимков одного и того же объекта со всех сторон (и так с каждым предметом внутри вашей сумки!) и «соединяет» их в объемную картинку. Сканирование вещей в аэропорту происходит за счет специальной вращающейся рамы. В ней размещены рентгеновский аппарат и несколько десятков детекторов.
Это позволяет сотрудникам получить воксельные изображения — совсем как в играх. Далее сканер багажа в аэропорту просвечивает вещи рентгеновскими лучами. Это нужно затем, чтобы понять, как предметы поглощают излучение. «Полученные» вещи багажа можно вращать, увеличивать или уменьшать, а также «разрезать» на слои.
При этом отличить бомбу от одежды очень просто. Опасные предметы начинают светиться несколькими цветами. Так, у взрывчатого вещества будут синие детонатор и провода, ведущие к нему. Перепутать с камерами или ноутбуками невозможно: их можно «разложить» на слои вплоть до чипов. А вот ножи или исторические артефакты (чаще они бывают именно крадеными) станут заметны сразу. Но видны ли деньги на сканере в аэропорту?
Можете выдыхать: никто точно не узнает, сколько наличных вы с собой везете. Зато при первом подозрении на очень — и очень! — большую сумму вас вызовут на досмотр. Сканер в аэропорту видит деньги, а если быть точнее — скопление прямоугольников. Особенно подозрительно, если эти фигуры спрятаны в обуви или завернуты в фольгу (напоминаем: металл подсветится синим). У сотрудников уже будет основание полагать, что пассажир хотел спрятать наличные от сканера.
Досмотр в аэропорту: как сканер проверяет ручную кладь и багаж
Как называется сканер в аэропорту, который вы видите на самом входе? Это интроскоп. Он использует низкий уровень излучения, поэтому полностью безвреден. Интроскоп позволяет рассмотреть содержимое ручной клади и багажа, хоть и без подробной детализации. Сотрудники аэропорта рассматривают предметы и, если замечают что-то подозрительное, могут попросить пассажира посмотреть вещи самостоятельно.
После регистрации подключается томограф. Именно этот сканер «высматривает» трехмерные изображения вещей. Все, что видно на сканере в аэропорту, обретает свой цвет — оранжевый, зеленый или синий. Если на экране появится подозрительный объект, сотрудник «разделит» предмет на слои и посмотрит, что скрывается внутри. Не пройдут мимо даже вещи, запрятанные в подошву ботинок.
Не менее пристальный досмотр начинается «за закрытыми дверями». После регистрации чемодан уезжает на проверку и проходит интроскоп и томограф. Если сканирование в аэропортах показывает неладное (или предметы, которые устройства вовсе не смогли опознать), владельца чемодана вызывают на ручной досмотр. В случае, когда угроза безопасности не обнаруживается, багаж отправляется в самолет.
Как работает рентген на досмотре в аэропорту и для чего пассажиры проходят через сканер
Внутри сканера есть рентгеновский источник и набор детекторов. Рентгеновский пучок проходит через сумку, и материалы рассеивают луч по-разному. Детекторы фиксируют плотность вещей и создают 3D-изображение каждого из них. Преступники могут взять с собой на самолет опасные предметы, чтобы не прятать в самом «очевидном» месте — сумке. Именно поэтому всем пассажирам необходимо проходить через сканер в аэропорту. Так сотрудники снижают риск непредвиденных ситуаций на борту.
Опасен ли рентген и сканер в аэропорту для здоровья
Оборудование для сканирования использует сразу несколько видов рентгеновского воздействия: ионизирующее и неионизирующее. Несмотря на это, устройства полностью безопасны для здоровья. Когда пассажир проходит через сканер персонального досмотра, он получает точно такое же излучение, что и при лучевой диагностике одного зуба! И даже если вы летаете по долгу службы пять раз в месяц, за 15 лет полетов воздействие будет «равно» снимку грудной клетки.
И хоть сканеры тела в аэропорту не наносят никакого вреда, беременным женщинам и людям с кардиостимуляторами рекомендуется проходить личный досмотр. Об этом можно сообщить сотруднику сразу в очереди — пассажиров попросту отведут в сторону.





