Туристическая подлодка и летающий автомобиль: топ-5 забытых изобретений из СССР

Прототипы многих изобретений, которые у нас есть сегодня, были разработаны еще во времена СССР. Однако по самым разным причинам реализовать их или выпустить в массовое производство так и не получилось. Рассказываем о 5 выдающихся, но забытых изобретениях Страны Советов.
Туристическая подлодка и летающий автомобиль: топ-5 забытых изобретений из СССР
Wikipedia
Изобретения не увидели массового признания из-за многих факторов. Где-то в дело вмешались экономические трудности, а где-то, например, — личная неприязнь генсеков.

Среди забытых изобретений времен СССР самые разные разработки: от знакомых нам сегодня систем видеонаблюдения и реактивных поездов, до фантастических летающих машин и туристических подлодок.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Первая система видеонаблюдения

Первая в мире система видеонаблюдения, выпущенная на рынок, была создана в Германии в 1942 году. Однако в СССР ее сделали еще за 20 лет до этого момента, вот только массового потребителя советская модель так и не увидела.

В начале 1920-х такую разработку представил советский инженер Лев Термен под руководством Абрама Иоффе, который предложил молодому ученому найти способ передачи изображения на расстояния.

Уже на V Всесоюзном съезде физиков Термен презентовал свою разработку, которую научное сообщество встретило бурными овациями. Первая система видеонаблюдения была установлена в Кремле, однако дальше изобретение почему-то не пошло.

Первая система видеонаблюдения
Public Domain
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Попытки создать летающий автомобиль

Первый летающий автомобиль в Союзе попытались создать еще в 1962 году. Тогда на Горьковском заводе под руководством Алексея Смолина была разработана модель ГАЗ-16. Транспорт, с одной стороны, напоминал классическую машину, с другой, — был небольшим летательным аппаратом.

Технические характеристики были следующими: автомобиль мог развивать скорость до 17 километров в час на автомобильной дороге и подниматься на 15 сантиметров над ней. Конечно, высота была совсем незначительной, однако она позволяла транспортному средству двигаться над неглубокой водой.

Широкого производства ГАЗ-16 так и не увидел. Однако до сих пор запчасти первой модели летающего автомобиля можно увидеть в музее Горьковского автозавода.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Реактивный поезд

Сегодня к скорости «Сапсана» в 250 км/ч мы уже привыкли. Однако в 1970 году разработка первого поезда, который был способен разгоняться до 249 км/ч вызвала бурную реакцию в инженерном сообществе.

Локомотив, построенный в 1970 году на Калининском вагоностроительном заводе, стал одним из первых реактивных отечественных поездов. На тот момент это был поезд длиной 28 метров, на крыше которого были помещены двигатели самолета Як-40.

Несмотря на то, что локомотив вполне успешно прошел испытание, специалисты усомнились, что железная дорога сможет выдержать регулярные рейсы такой «махины» и решили отказаться от массового производства реактивного поезда.

Туристическая подлодка

Уже на закате существования СССР в стране решили разработать подводную лодку, предназначенную для туристических заплывов. Судно под названием «Нептун» достигало длины в 28 метров и было оснащено 22 иллюминаторами.

Все бы ничего, но погружаться в воду с туристами лодка свободно не могла. Для безопасного заплыва волнение на воде должно было быть меньше двух баллов, а температура воздуха от 0 до 35 градусов.

Все сложности использования «Нептуна» упирались в погодные условия, повлиять на которые, как известно, невозможно, а потому про идею решили забыть.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Туристическая подлодка
WoWS FAN Group | World of Warships

Вернулись к проекту уже после развала страны. Тогда лодку отвезли на остров Антигуа в Карибском море, планируя заработать на местных туристах. Однако в этот раз «добро» на ее использование не дали спасатели, отвечавшие за безопасность отдыхающих.

Летающая подводная лодка

Помимо летающего автомобиля и туристической подводной лодки в СССР пытались создать что-то среднее между двумя этими объектами — летающую подводную лодку.

В 1934 году проект такого аппарата представил инженер Борис Ушаков. Суть машины заключалась в следующем: это был гидросамолет, способный на скорости погружаться под воду.

Несмотря на новаторскую идею и детально разработанный проект, воплотить машину в жизнь так и не получилось. Проблема обнаружилась на этапе производства, когда строителям летающей подводной лодки стало понятно — нынешние технологии СССР еще не способны на такие свершения. Из-за этого в 1938 году проект пришлось официально закрыть.