Идея о том, что на глазах может отпечататься последнее, что видел человек, родилась еще в XVII веке, когда священник Кристоф Шейнер утверждал, что заметил слабый образ на сетчатке препарированной лягушки. Эта гипотеза быстро нашла отклик у ученых, и одним из наиболее известных исследователей этого метода стал немецкий физиолог Вильгельм Кюне.
Судебная оптография: как ученые пытались ловить убийц по глазам жертв

Кюне начал проводить эксперименты в 1870-х годах, используя кроликов и лягушек. Он подвергал их яркому свету, а затем удалял глаза, пытаясь распознать изображение, которое видели животные перед смертью. Используя химические растворы для фиксации пигмента родопсина, Кюне добился того, что на сетчатке одного из кроликов отобразилась решетка окна, на которое животное было вынуждено смотреть.
Оптография в криминалистике

На этой волне энтузиазма многие стали верить, что с помощью оптографии можно поймать преступников. Викторианская эпоха быстро подхватила идею: считалось, что на сетчатке жертв можно увидеть лица убийц.
Согласно некоторым источникам, к этому методу прибегали для поимки знаменитого «Джека-Потрошителя» – полиция пытались создать оптограмму с глаз его последней жертвы, Мэри Джейн Келли.
Проблемы науки и конец оптографии
Однако метод оказался бесполезным. Когда Кюне попытался создать оптограмму с глаз казненного преступника, результаты оказались совершенно размытыми и неясными.
В отличие от животных, человеческая сетчатка слишком мала, чтобы зафиксировать четкое изображение. Последующие попытки также оказались безуспешными, и постепенно оптография перестала интересовать как ученых, так и криминалистов.
Оптография: не в науке, но в искусстве

Хотя оптография так и не стала эффективным методом в криминалистике, она оставила след в культуре. Метод стал популярной темой в научной фантастике и фильмах. Несмотря на провалы, сама идея оптографии продолжает пугать людей и вдохновлять авторов-фантастов.