Поднимите шторку и включите авиарежим: зачем придуманы странные правила на борту самолетов
Выключить свет и телефон
Самое обсуждаемое правило перелетов – перевод мобильного телефона в авиарежим. И да, бортпроводники просят сделать это не просто так. Действительно, большое количество телефонов на борту создает электромагнитный фон, который может повлиять на цифровое оборудование самолета или вызвать помехи связи. Также смартфоны способны снизить точность работы датчиков, навигационных и других систем авионики.
«Как бы мы ни были уверены в надежности воздушного судна, не стоит забывать о возможности возникновения чрезвычайных ситуаций. По статистике, чаще всего происшествия случаются, когда лайнер набирает высоту или снижается. И если в момент ЧП на борту будет свет, а потом резко пропадет, пассажирам будет сложно сориентироваться в пространстве – человеческий глаз не сразу привыкает к темноте. Соответственно, и проводить эвакуацию будет трудно. Особенно, если случится задымление. Кроме того, в салоне без освещения лучше видны аварийные знаки», – объясняет Михаил Тяглик, доцент кафедры 106 «Аэродинамика, динамика и управление летательных аппаратов» МАИ, кандидат технических наук.
Вторая причина выключения центрального освещения в самолете – техническая. Ряд систем авиасудна - противообледенительная, гидравлическая, система кондиционирования — работает исключительно благодаря двигателям. Временное отключение освещения снижает нагрузку на них. Поэтому делать это целесообразно.
А что насчет иллюминаторов?
Итак, пугаться планового выключения освещения на борту воздушного судна пассажирам точно не стоит. Тем более, что для них самих в этом есть большой плюс: в темноте можно насладиться прекрасными видами из иллюминатора. Кстати, отказаться от этой опции нельзя, ведь шторка должна оставаться открытой. Чем же обосновано это требование?
«Для этого правила также есть несколько причин. В частности, при открытых иллюминаторах бортпроводники быстрее смогут заметить или спрогнозировать аварийную ситуацию. Кроме того, при выключенном основном освещении иллюминаторы остаются единственным источником света. А еще через иллюминатор спасатели, если потребуется их помощь, смогут заранее оценить обстановку в салоне», – говорит эксперт.
Еще одна неочевидная причина кроется в конструктивных особенностях самолета: при жесткой посадке шторка может лопнуть и травмировать пассажира осколками. Снизить вероятность травм помогает и поднятие спинки кресла. Вертикальное положение – самое естественное положение для позвоночника, к тому же, уменьшается риск удариться о спинку кресла пассажира, сидящего впереди.
Материал подготовлен при поддержке Минобрнауки России