Когда появились первые стабилизаторы Steadicam? Узнайте интересные факты!

Почти полвека назад в индустрии появился инструмент, который изменил работу киноделов. Изобретенный в 1975 году Steadicam до сих пор остается незаменимым устройством на съемочной площадке.
Юрий Гандрабура
Юрий Гандрабура
Журналист-переводчик
Когда появились первые стабилизаторы Steadicam? Узнайте интересные факты!
Unsplash

Первый кадр, снятый с использованием стабилизатора Steadicam, появился в фильме «На пути к славе» (Bound for Glory) и сразу стал революцией в визуальном языке кино. Изобретение американца Гарретта Брауна позволило камере свободно перемещаться в пространстве, не теряя плавности, Это открыло новые возможности для операторской работы, а уже в 1976 году оператор упомянутой картины Хаскелл Уэкслер получил за свою работу премию «Оскар».

За последующие десятилетия стабилизаторы прочно закрепились в киноиндустрии, — и вот что еще интересно узнать!
Гаррет Браун с его оригинальным Steadicam во время съемок фильма «На пути к славе» /
Гаррет Браун с его оригинальным Steadicam во время съемок фильма «На пути к славе» /
redsharknews.com
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Когда появились стабилизаторы для камер

  • Первым серьезным усовершенствованием системы стабилизаторов стал «медленный режим», который специально создали по требованию Стэнли Кубрика для фильма «Сияния».
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Чтобы опустить кинокамеру ниже к полу, громоздкую конструкцию перевернули, а оператор Гаррет Браун добавил специальный крепеж, чтобы сохранить правильную ориентацию изображения.

  • Следующий прорыв в разработке стэдикамов — iso-elastic arm («гибкая рука»), то есть система пружин с постоянной силой сопротивления.
  • Это позволяло оператору держать желаемую высоту съемки и удерживать стабилизатор без усилий, при этом тряски в кадре.
Современная «гибкая рука» G50X Steadicam G50X /
Современная «гибкая рука» G50X Steadicam G50X /
Tiffen
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как развивались стабилизаторы

Несмотря на попытки копирования и конкуренцию со стороны компании Panavision (и их стабилизаторов Panaglide), настоящую конкуренцию именитым Steadicam долгое время составляли лишь более экспериментальные решения вроде AR-системы от MK-V или Trinity от ARRI.

  • Так, у операторов возникла возможность вращения камеры по оси и плавных переходов от уровня земли до надголовного ракурса — без остановки кадра.
Голова стабилизатора Mk-V Omega Revolution /
Голова стабилизатора Mk-V Omega Revolution /
Shutterstock.com
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Новые стабилизаторы

На рубеже 2010-х на мировой рынок массово вышли электронные стабилизаторы — гимбалы.

  • Доступные, легкие и на моторчиках, новые технологии казались угрозой классическим механическим системам стабилизаторов.
  • Но на практике Steadicam сохранил свое преимущество: отсутствие задержек, плавность движения, модульность и управляемость по-прежнему делают его незаменимым в профессиональной среде, — пишут западные специалисты.

Так, например, у Tiffen (владельца бренда Steadicam) есть модель Volt — гибридный и небольшой модуль, который совместим со старыми моделями и даже с системами конкурентов вроде GPI-Pro.

Существует и «мост» между технологиями: система Steadicam-S позволяет установить гимбал на «гибкую руку», полностью избавляя от дрожания картинки.
Steadicam Volt /
Steadicam Volt /
Tiffen

Современные системы, — например, модульный Steadicam M-2, — позволяют наращивать конфигурацию стабилизаторов поэтапно. Но главная сила Steadicam остается прежней — в руках оператора.

Эксперты отмечают: ни один мотор не заменит человеческий опыт, а обучение владению системой по-прежнему требует времени и терпения. И, как показала история, лучший кадр не всегда зависит от электроники — а от мастерства, уравновешенности и одного инженерного прорыва 1975 года.