Баухаус — это не просто стиль, а целостная философия, объединившая искусство, ремесла и архитектуру в единую систему. Он зародился в 1919 году в Веймаре, Германия, благодаря архитектору Вальтеру Гропиусу, а спустя сто лет — его принципы все еще лежат в основе современного дизайна и градостроительства.
Кратко: что такое «Баухаус»! Движение в искусстве, стиль и история


Что такое Баухаус: история
Название «Баухаус» (Bauhaus) переводится как «дом строительства»: с самого начала цель культурного движения заключалась в объединении всех видов искусства под одной крышей.
Основатель Баухауса, Уолтер Гропиус, стремился стереть границы между архитектурой, живописью, типографикой и прикладным дизайном. Он ставил в центр не эстетизм ради эстетики, а практичность и массовое производство.

Личности и стиль Баухауса
Среди ключевых фигур Баухауса — художники Пауль Клее и Йозеф Альберс, дизайнеры Герберт Байер и Марианна Брандт, архитектор и мебельщик Марсель Брейер, а также ткач Анни Альберс. Последняя воплотила идею соединения красоты и функции в текстиле.

- Характерные черты стиля Баухаус — четкие формы, отсутствие декора, простые геометрические структуры и ориентация на индустриальное производство.
- Это направление стремилось не украшать, а решать задачи: здание, стул или плакат должны быть удобными, универсальными и доступными.
- Идея Баухауса находит отражение в знаменитом кресле «Сеска» (Cesca) Марселя Брейера и архитектуре учебного корпуса в Дессау (на фото выше).


Хотя Баухаус возник в Германии после Первой мировой, его влияние быстро распространилось по всему миру.
Эмигрировавшие из-за давления фашистов педагоги и художники — Гропиус, Альберсы, Мис ван дер Роэ — продолжили развивать концепции Баухауса в США, создав прочную основу для американского модернизма.


Стиль Баухауса также оставил заметный след и в кинематографе.
Особенно ярко его влияние прослеживается в фильмах немецкого экспрессионизма. Декорации «Кабинета доктора Калигари» и «Метрополиса» Фрица Ланга отражают баухаусовскую эстетику — резкие линии, контрасты, функциональная визуальность.
- Позже, в 1967 году, Жак Тати в фильме «Время развлечений» высмеивал чрезмерную рациональность модернистской архитектуры, ставшей уже символом урбанистической реальности.

Даже после «официального» закрытия школы Баухауса в 1933 году идеи этого культурного двиижения продолжили жить. Их подхватили университеты, дизайнерские студии, музеи и, в конечном счете, массовая культура. Даже в XXI веке баухаусовские принципы можно встретить повсюду — от мебели ИКЕА до логотипов технологических брендов.