От «Мементо» до «Довода», от «Интерстеллара» до «Начала» — Кристофер Нолан строит свои фильмы как сложные механизмы, где время подчинено не законам природы, а законам повествования. В интервью NPR режиссер однажды рассказал, что его давний интерес к восприятию времени связан с самой природой кинематографа. Так, считается, что именно с появлением камеры человек получил возможность увидеть, как течет время в обратном направлении или как время ускоряется.
Секрет Голливуда: как режиссер Кристофер Нолан играет с концептом времени в кино


Почему режиссер Нолан одержим временем
По словам британца Критофера Нолана, возможность замедлять, ускорять и обращать вспять течение событий позволила кинематографу создать новый способ осмысления реальности.
- Режиссер признался: одна из первых визуальных идей, которые его вдохновили, была сцена того, как пуля возвращается в ствол оружия.
- Этот образ он впервые реализовал ещё в «Мементо» — фильме, который стал его прорывом в 2000 году.
- Однако истинное воплощение того, как можно обратит время вспять, пришло к Нолану лишь двадцать лет спустя в «Доводе», где время стало физическим процессом, влияющим на все вокруг.
Фильм «Довод» 2020 года
Создание сцен в фильме «Довод», по признанию Нолана, оказалось настоящим испытанием.
- Например, актерам пришлось учиться двигаться, драться и даже говорить в обратной последовательности. Так, Кеннет Брана, исполнивший роль антагониста, учился говорить на русском языке задом наперед.
Однако для Нолана техническая сложность — это лишь средство для достижения эмоционального эффекта.
Его фильмы всегда строятся на двойном уровне: визуальная структура подчеркивает темы внутреннего опыта, которые волнуют режиссера или персонажей.
- Так, в фильме «Интерстеллар» время — это расстояние между отцом и дочерью.
- В «Дюнкерке» время «разложено на три линии, чтобы передать разницу в восприятии между солдатами на пляже, пилотами в воздухе и моряками в море».
- В картине «Начало» сны персонажей растягивают время до бесконечности, а в «Престиже» структуру фильма зеркально отражает само понятие иллюзии.

Секрет Кристофера Нолана
Режиссер Нолан признает: его собственное восприятие времени меняется с возрастом.
- «Когда тебе двадцать лет, каждое мгновение кажется новым, незнакомым, полным возможностей. Но по мере взросления, когда растут дети, когда ты сам стареешь, ты все острее ощущаешь неумолимое течение времени и невозможность что-то изменить» — говорил режиссер в интервью.
Интересно, что Нолан рассматривает время не только как тему, но и как инструмент для монтажа: перескакивание между временными линиями, наложение разных хронологий или скрытая структура повествования.
Западные киноведы пишут: визуальный язык Нолана отличается геометричностью и симметрией, которые он воссоздает с помощью концепта времени. Его фильмы наполнены парадоксальными конструкциями: лестницы Пенроуза в «Начале», тессеракт в «Интерстелларе», палиндромная структура в «Доводе».

Успех в кино без понимания
- «Важно, чтобы аудитория была вовлечена в эмоциональное путешествие. Чтобы фильм вызывал желание вернуться к нему вновь, обнаружить новые слои смысла, но при первом просмотре — чтобы картина просто захватывала», — говорит Нолан.
При этом Нолан видит в кино способ исследовать не только время как физическое явление, но и время как переживание: память, утраты, возможность исправить ошибки прошлого или примириться с ними.
- Так, Нолан заключает: «Я всегда хотел делать фильмы, которые трогают лично меня. Не в биографическом смысле, а эмоционально. Я хочу, чтобы зритель шел по лабиринту вместе с героями, делал выборы вместе с ними, переживал вместе с ними».