Секрет Голливуда: как режиссер Кристофер Нолан играет с концептом времени в кино

В одном из своих интервью голливудский режиссер Кристофер Нолан объяснил, почему тема времени занимает центральное место почти во всех его фильмах. Для него именно время раскрывает уникальные возможности киноязыка.
Юрий Гандрабура
Юрий Гандрабура
Журналист-переводчик
Секрет Голливуда: как режиссер Кристофер Нолан играет с концептом времени в кино
Newmarket Films, Universal Pictures, Walt Disney Studios Motion Pictures, Warner Bros. Pictures

От «Мементо» до «Довода», от «Интерстеллара» до «Начала» — Кристофер Нолан строит свои фильмы как сложные механизмы, где время подчинено не законам природы, а законам повествования. В интервью NPR режиссер однажды рассказал, что его давний интерес к восприятию времени связан с самой природой кинематографа. Так, считается, что именно с появлением камеры человек получил возможность увидеть, как течет время в обратном направлении или как время ускоряется.

Именно особенность восприятия времени стала для Нолана неисчерпаемым источником вдохновения и центральной темой для его творчества.
alistairharkness.com
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Почему режиссер Нолан одержим временем

По словам британца Критофера Нолана, возможность замедлять, ускорять и обращать вспять течение событий позволила кинематографу создать новый способ осмысления реальности.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  1. Режиссер признался: одна из первых визуальных идей, которые его вдохновили, была сцена того, как пуля возвращается в ствол оружия.
  2. Этот образ он впервые реализовал ещё в «Мементо» — фильме, который стал его прорывом в 2000 году.
  3. Однако истинное воплощение того, как можно обратит время вспять, пришло к Нолану лишь двадцать лет спустя в «Доводе», где время стало физическим процессом, влияющим на все вокруг.

Фильм «Довод» 2020 года

Создание сцен в фильме «Довод», по признанию Нолана, оказалось настоящим испытанием.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  • Например, актерам пришлось учиться двигаться, драться и даже говорить в обратной последовательности. Так, Кеннет Брана, исполнивший роль антагониста, учился говорить на русском языке задом наперед.
Монтаж фильма Нолана:

Монтаж стал отдельной задачей: монтажер Джен Лэйм сталкивалась с необходимостью совмещать разные версии реплик и звуковых эффектов, снятых как в прямом, так и в обратном исполнении.

Однако для Нолана техническая сложность — это лишь средство для достижения эмоционального эффекта.

Его фильмы всегда строятся на двойном уровне: визуальная структура подчеркивает темы внутреннего опыта, которые волнуют режиссера или персонажей.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  1. Так, в фильме «Интерстеллар» время — это расстояние между отцом и дочерью.
  2. В «Дюнкерке» время «разложено на три линии, чтобы передать разницу в восприятии между солдатами на пляже, пилотами в воздухе и моряками в море».
  3. В картине «Начало» сны персонажей растягивают время до бесконечности, а в «Престиже» структуру фильма зеркально отражает само понятие иллюзии.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Melinda Sue Gordon/Universal Pictures
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Секрет Кристофера Нолана

Режиссер Нолан признает: его собственное восприятие времени меняется с возрастом.

  • «Когда тебе двадцать лет, каждое мгновение кажется новым, незнакомым, полным возможностей. Но по мере взросления, когда растут дети, когда ты сам стареешь, ты все острее ощущаешь неумолимое течение времени и невозможность что-то изменить» — говорил режиссер в интервью.

Интересно, что Нолан рассматривает время не только как тему, но и как инструмент для монтажа: перескакивание между временными линиями, наложение разных хронологий или скрытая структура повествования.

Западные киноведы пишут: визуальный язык Нолана отличается геометричностью и симметрией, которые он воссоздает с помощью концепта времени. Его фильмы наполнены парадоксальными конструкциями: лестницы Пенроуза в «Начале», тессеракт в «Интерстелларе», палиндромная структура в «Доводе».

Для Нолана время и пространство — взаимосвязанные элементы, которые он объединяет в единую ткань кинематографа.
Stephen Vaughan/Warner Bros.
Успех в кино без понимания
  • «Важно, чтобы аудитория была вовлечена в эмоциональное путешествие. Чтобы фильм вызывал желание вернуться к нему вновь, обнаружить новые слои смысла, но при первом просмотре — чтобы картина просто захватывала», — говорит Нолан.

При этом Нолан видит в кино способ исследовать не только время как физическое явление, но и время как переживание: память, утраты, возможность исправить ошибки прошлого или примириться с ними.

  • Так, Нолан заключает: «Я всегда хотел делать фильмы, которые трогают лично меня. Не в биографическом смысле, а эмоционально. Я хочу, чтобы зритель шел по лабиринту вместе с героями, делал выборы вместе с ними, переживал вместе с ними».