В 1925 году архитектор-модернист Ле Корбюзье представил свою задумку полной перестройки центра Парижа. Его «план Вуазен» предполагал снос исторических кварталов и строительство 18 гигантских крестообразных небоскребов среди широких улиц и зеленых зон. Идея вызвала волну критики и осталась на бумаге. Однако ее влияние на мировую урбанистику — бесспорно.
План «Вуазен»! Посмотрите, каким мог бы быть Париж по задумке Ле Корбюзье


Другой Париж в фотографиях ИИ
Ле Корбюзье, — урожденный Шарль-Эдуар Жаннере-Гри, — был не просто архитектором — он стал символом модернистского разрыва с прошлым. Его работы формировали новый язык архитектуры: прямые линии, бетон, функциональность. Он считал, что архитектура должна дисциплинировать пространство так же, как система — общество.

Идеи Корбюзье часто воспринимались как догматичные и даже авторитарные.
- Архитектор стремился «улучшить жизнь горожан, избавить их от антисанитарии и хаоса старого города», — пишут западные специалисты.
Корбюзье мечтал о городах, где свет, воздух и природа становятся частью ежедневной жизни.

План Ле Корбюзье на Париж в XX веке
Ле Корбюзье видел Париж 1920-х как перегруженный, антисанитарный и социально несправедливый.
- Богатые жили в центре, бедные — в ветшающих окраинах.
- Ответом архитектора стал «план Вуазен»: снести центр и построить на его месте строгую, функциональную структуру — башни, парки, дороги.
- Все — по схеме, с идеальным зонированием. Люди жили бы в небоскребах, окруженных зеленью. Машины — под землей, воздух — чистый, движение — упорядоченное.

При этом Корбюзье отмечал: башни в проекте были бы стандартизированными и легко тиражируемыми. Все подчинялось бы идее порядка: модульная архитектура, четкое разделение функций, вертикальный рост вместо хаотичного расширения.

В 2024 году ИИ позволил «перерисовать» Париж, следуя логике «плана Вуазен».
Так, город будущего чистый, холодный, логичный. Улицы — прямые. Здания — одинаковые. Свет и пространство — в изобилии. Но есть ли в этом дух Парижа?

- Критики Корбюзье писали, что его проекты «убивают человеческий масштаб, вытесняют историю и эмоции».
Да, архитектор предвосхитил многое: от разделения пешеходных зон и транспорта до зонирования и вертикального строительства. И все же Париж остался собой — со своими крышами, переулками, шумом и неожиданными поворотами.