Российская сценарная школа частично наследует формату американского индустриального сценария. Эксперты пишут: чтобы текст был профессиональным, нужно соблюдать технический стиль, структурную логику и визуальную чистоту страницы.
Как правильно писать и оформлять сценарий? Узнайте главные правила в историях Голливуда!


Как писать сценарий: правила Голливуда
- Общее оформление сценария
Основные правила оформления связаны с тем, что одна страница текста должна быть примерно равной одной минуте экранного времени. Это актуально и в США, и в России.
- Сценарий оформляется в шрифте Courier New, 12 кегль;
- Параметры страницы порой отличаются: нередко поля — 2,5 см со всех сторон;
- Интервал — одинарный, без абзацных отступов.
При этом в России принято использовать формат A4 (а не Letter), и это нужно учитывать при экспорте сценариев из Final Draft или аналогичных программ для написания сценариев.
- Сцены и заголовки сценария
Каждая сцена начинается с заглавной строки сцены — «слога» сцены.
- INT. (внутри) или EXT. (снаружи), место действия, время суток (DAY, NIGHT, и т.п.).
- В российских сценариях допустимо использование русских эквивалентов: «ИНТ. КВАРТИРА – ВЕЧЕР».
- Для логического деления внутри сцен используют подзаголовки, как правило, с новой строки и тоже заглавными.

- Описания и стиль
Описания действий пишут в настоящем времени от третьего лица: «ОН ЗАХОДИТ. СКИДЫВАЕТ ПАЛЬТО».
Некоторые эксперты считают, что важно избегать литературщины. Без метафор, мыслей героев и оценочных суждений, ведь писатель пишет не роман, а визуальную инструкцию. Однако всегда есть исключения.
Ключевые звуки и элементы сцены (дверь, пистолет, выстрел, экран телефона) можно выделять прописными, но только при необходимости: внимание читателя должно быть направлено туда же, куда будет направлен объектив камеры.
- Диалоги в сценарии
Имя персонажа указывается в центре строки, заглавными буквами. Ниже — реплика. Если нужно добавить указание на интонацию или действие, оно пишется в скобках под именем героя, но до начала реплики:
«МАРИНА
(жестко)
Ты все знал с самого начала?»

Также в сценариях часто встречаются пояснения «(в кадре)», «(за кадром)», «(по телефону)». Аналог американских «(V.O.)», «(O.S.)» — (голос за кадром) и (голос вне кадра).
Переходы и монтажные указанияПереходы вроде CUT TO: или FADE OUT. по российским стандартам используются только при необходимости, например, в заявочной или раскадровочной версии. В основном монтаж остаётся прерогативой режиссёра и монтажёра, и сценарий должен быть максимально «прозрачным», без навязанных решений.
- Структура истории
Классическая структура трех актов актуальна как в американской, так и в российской драматургии:
- Экспозиция и завязка — герой, мир, конфликт;
- Развитие действия — препятствия, выбор, поворот;
- Кульминация и развязка — кризис, решение, последствия.
Эксперты отмечают: это не догматические правила, а проверенный временем каркас, от которого можно отталкиваться. Главное — внутренняя логика и эмоциональный ритм истории.