Как правильно писать и оформлять сценарий? Узнайте главные правила в историях Голливуда!

Как западные, так и отечественные специалисты подчеркивают: хороший сценарий начинается не с вдохновения, а с правильного формата. Чтобы идею превратить в кино, нужно освоить структуру и язык, на котором говорит индустрия.
Юрий Гандрабура
Юрий Гандрабура
Журналист-переводчик
Как правильно писать и оформлять сценарий? Узнайте главные правила в историях Голливуда!
Unsplash

Российская сценарная школа частично наследует формату американского индустриального сценария. Эксперты пишут: чтобы текст был профессиональным, нужно соблюдать технический стиль, структурную логику и визуальную чистоту страницы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Unsplash

Как писать сценарий: правила Голливуда

  • Общее оформление сценария

Основные правила оформления связаны с тем, что одна страница текста должна быть примерно равной одной минуте экранного времени. Это актуально и в США, и в России.

  1. Сценарий оформляется в шрифте Courier New, 12 кегль;
  2. Параметры страницы порой отличаются: нередко поля — 2,5 см со всех сторон;
  3. Интервал — одинарный, без абзацных отступов.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

При этом в России принято использовать формат A4 (а не Letter), и это нужно учитывать при экспорте сценариев из Final Draft или аналогичных программ для написания сценариев.

Нумерация страниц начинается со второй, цифры ставят в правом верхнем углу без точки.
  • Сцены и заголовки сценария
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Каждая сцена начинается с заглавной строки сцены — «слога» сцены.

  1. INT. (внутри) или EXT. (снаружи), место действия, время суток (DAY, NIGHT, и т.п.).
  2. В российских сценариях допустимо использование русских эквивалентов: «ИНТ. КВАРТИРА – ВЕЧЕР».
  3. Для логического деления внутри сцен используют подзаголовки, как правило, с новой строки и тоже заглавными.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Вот как выглядит правильно оформленный сценарий в Голливуде /
Вот как выглядит правильно оформленный сценарий в Голливуде /
wikimedia.org
  • Описания и стиль

Описания действий пишут в настоящем времени от третьего лица: «ОН ЗАХОДИТ. СКИДЫВАЕТ ПАЛЬТО».

Некоторые эксперты считают, что важно избегать литературщины. Без метафор, мыслей героев и оценочных суждений, ведь писатель пишет не роман, а визуальную инструкцию. Однако всегда есть исключения.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ключевые звуки и элементы сцены (дверь, пистолет, выстрел, экран телефона) можно выделять прописными, но только при необходимости: внимание читателя должно быть направлено туда же, куда будет направлен объектив камеры.

  • Диалоги в сценарии

Имя персонажа указывается в центре строки, заглавными буквами. Ниже — реплика. Если нужно добавить указание на интонацию или действие, оно пишется в скобках под именем героя, но до начала реплики:

«МАРИНА
(жестко)
Ты все знал с самого начала?»

Unsplash
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Также в сценариях часто встречаются пояснения «(в кадре)», «(за кадром)», «(по телефону)». Аналог американских «(V.O.)», «(O.S.)» — (голос за кадром) и (голос вне кадра).

Если персонаж продолжает говорить после действия, используется «(ПРОДОЛЖАЕТ)» или «(CONT’D)».

Переходы и монтажные указанияПереходы вроде CUT TO: или FADE OUT. по российским стандартам используются только при необходимости, например, в заявочной или раскадровочной версии. В основном монтаж остаётся прерогативой режиссёра и монтажёра, и сценарий должен быть максимально «прозрачным», без навязанных решений.

  • Структура истории

Классическая структура трех актов актуальна как в американской, так и в российской драматургии:

  1. Экспозиция и завязка — герой, мир, конфликт;
  2. Развитие действия — препятствия, выбор, поворот;
  3. Кульминация и развязка — кризис, решение, последствия.

Эксперты отмечают: это не догматические правила, а проверенный временем каркас, от которого можно отталкиваться. Главное — внутренняя логика и эмоциональный ритм истории.