Когда политики и блогеры правого фланга публикуют ИИ-фото с «героическими» солдатами или лидерами, они делают это не из-за любви к искусству. Так считает журналист Гарет Уоткинс. По его словам, подобные ИИ-образы формируют целую эстетическую идеологию — «технофашизм без художников». При этом платформы вроде Midjourney или ChatGPT позволяют производить «агитматериалы» без труда, без человеческого участия и без вкуса.
Мнение: «ИИ связан с фашизмом»! Вот как новые технологии помогают ультраправым политикам


Как ИИ связан с фашизмом
Феномен ИИ как «ультраправого эстетического инструмента» Гарет Уоткинс объясняет несколькими причинами.
- 1. Экономическая
Генеративные модели представляют собой соблазнительный способ исключить из производства творческого работника — часто молодого, городского и с левыми убеждениями.
«Пользователь платит подписку, пишет пару слов — и получает изображение без взаимодействия с реальным художником. Такой подход не только удобен, но и символичен: он подчеркивает классовое превосходство», — считает журналист.
- 2. Глубинное отторжение просвещенческого гуманизма
Для авторитарной идеологии искусство должно быть не вызовом, а утешением и даже инструментом контроля. Поэтому так популярны гиперреалистичные ИИ-образы, которые не допускают двойного смысла.
«Это искусство без авторства, без сомнения, без души — и это именно то, что нужно реакционерам. Даже провал ИИ-продуктов не останавливает капитал: инвестиции в ИИ продолжаются, потому что он обещает полное освобождение капитала от труда», — пишет Уоткинс.

Опасность ИИ для обычных людей
Так, речь идет о союзе между «технокапиталом» и крайне правыми. По словам Гарета Уоткинса, некоторые политики не просто используют ИИ, они помогают его узаконивать эмоционально, эстетически, риторически.
- «Так возникает симбиоз между хайтек-бизнесом и цифровым фашизмом: взаимное нормализующее присутствие в медиапространстве», — пояснил западный журналист.
ИИ-искусство в этом контексте — не форма, а политический жест.
- «Фото и картины визуально бедны, потому что их задача не удивить, а оскорбить. Это стратегия — заполнить инфопространство мусором, чтобы разрушить саму идею критического восприятия. ИИ разрушает доверие к визуальному мышлению как таковому. Политики как говорят, что искусства нет, есть только власть, и они могут заставить нас смотреть на это», — продолжает Уоткинс.
Автор сравнивает это с «постмодернистским консерватизмом», где право на истину заменяется правом на насмешку.
Так, ультраправые не нуждаются в аргументах — им нужно, чтобы было весело. ИИ-поделки отвечают этой логике: они не убеждают людей, но издеваются — над искусством, над аудиторией, над этикой.