Ученые: летняя жара делает нас раздражительными

Исследование показало, что люди становятся гораздо менее продуктивными и раздражительными, когда температура резко повышается.
Екатерина Бельчикова
Екатерина Бельчикова
Редактор TechInsider
Ученые: летняя жара делает нас раздражительными
Freepik
Чувствуете себя особенно обиженным на своего босса сегодня? Прежде чем отправлять это пассивно-агрессивное электронное письмо, встаньте и проверьте термостат!

Ученые, опубликовавшие статью в European Journal of Social Psychology в 2017 году, обнаружили, что жара делает людей более раздражительными, менее сговорчивыми и менее склонными помогать другим.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как это работает?

Исследователи Люба Ю. Белкин и Мариам Кушаки из Университета Лихай и Школы менеджмента Келлога Северо-Западного университета провели три эксперимента, чтобы проверить влияние дискомфорта, связанного с жарой, на эмоции и поведение человека.

жара в офисе
Freepik

Для первой части исследования ученые использовали данные, полученные летом 2010 года в российских торговых центрах. В первоначальном исследовании были собраны данные о тайных покупателях, посещавших популярную сеть магазинов сумок и багажа. Как и в случае с любыми тайными покупателями, задача участников исследования состояла в том, чтобы записать и рассказать о своем опыте общения с магазином и его персоналом. Это было бы обычное мероприятие, за исключением того, что во многих магазинах было невыносимо жарко. Тем летом в Москве стояла страшная жара, и во многих торговых центрах не было кондиционеров.

Какой наш максимум?

В популярном исследовании, опубликованном в 2010 году, было подсчитано, что температура в 35°C при 100-процентной влажности или 46°C при 50–процентной влажности, является верхним пределом безопасности, при превышении которого человеческое тело больше не может охлаждаться

Сотрудники магазинов, похоже, действительно чувствовали жару. Данные показали, что летом они на 59% реже спрашивали покупателей, не нужна ли им помощь, вносили предложения, помогали добровольно или проявляли признаки активного слушания. Их просто не беспокоили. Интересно, что они не совсем расслаблялись; например, в магазинах было так же чисто, как и всегда. У работников торгового центра просто возникли проблемы с работой, связанной с человеческими отношениями.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Во втором эксперименте исследователи пригласили 160 участников принять участие в онлайн-викторине. Перед началом теста половине участников было предложено представить себя в неуютно теплой обстановке. Затем они ответили на несколько вопросов о своих чувствах, а затем прошли тест. После этого их спросили, готовы ли они заполнить краткий опрос о своем опыте.

жара в офисе
Freepik
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Викторина была, по сути, уловкой; главным для исследователей был опрос. Как оказалось, люди, которым приходилось думать о том, что они находятся в жарких и душных условиях, значительно реже остальных (44% против 77%) соглашались на сам опрос после. Они также сообщали, что чувствовали себя более уставшими и менее счастливыми, чем все остальные.

В заключительном эксперименте приняли участие 73 студента колледжа. Авторы вели один и тот же курс по организационному менеджменту на двух занятиях — один в душной комнате (26.6°С) и один раз при кондиционировании воздуха. В конце каждого занятия каждого студента просили заполнить анкету из 100 вопросов, чтобы поддержать некоммерческую организацию, которая помогает детям из малообеспеченных семей.

Учащиеся, находившиеся в душной комнате, ответили на гораздо меньшее количество вопросов опроса, чем те, кто удобно сидел в кондиционированном помещении. Не отказались ли они от участия в опросе, чтобы иметь возможность покинуть комнату? Это кажется вероятным! Теперь мы точно знаем, что жара совсем не помогает нам быть продуктивными и сговорчивыми.