Исследование: животные не могут разговаривать как люди

Почему у людей есть язык, а у других животных его, по-видимому, нет? Это один из самых сложных вопросов в изучении разума и коммуникации. Во всех культурах люди используют богато выразительные языки, построенные на сложных структурах, которые позволяют нам говорить о прошлом, будущем, воображаемых мирах, моральных дилеммах и математических истинах. Ни один другой биологический вид не делает этого.
Екатерина Бельчикова
Екатерина Бельчикова
Редактор TechInsider
Исследование: животные не могут разговаривать как люди
Freepik
Как же так?

И все же нас завораживает мысль о том, что животные могут быть похожи на нас больше, чем кажется. Мы восхищаемся возможностью того, что дельфины рассказывают истории, а обезьяны могут размышлять о будущем. Мы социальные и мыслящие существа, и нам нравится видеть свое отражение в других людях. Это глубокое желание, возможно, повлияло на изучение когнитивных способностей животных.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

О чем говорят последние данные

Две недавние статьи, посвящены нашим ближайшим родственникам: шимпанзе и бонобо. Авторы утверждают, что эти обезьяны сочетают вокализацию таким образом, что это свидетельствует о способности к композиционности, ключевой особенности человеческого языка.

Проще говоря, композиционность — это способность объединять слова и фразы в сложные выражения, где общий смысл вытекает из значений частей и их порядка. Это то, что позволяет конечному набору слов генерировать бесконечный диапазон значений. 

Но есть одна загвоздка: сочетания элементов недостаточно. Фундаментальный аспект композиционности в человеческом языке заключается в том, что она продуктивна. Мы не просто повторно используем фиксированный набор комбинаций; мы создаем новые без особых усилий. Ребенок, выучивший слово «кот», может мгновенно произнести «коты», не слыша его раньше, применяя правила к незнакомым элементам.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
бонобо
Freepik

Эта гибкая креативность придает языку огромную выразительную силу. И хотя звуки, издаваемые животными, можно комбинировать, никто не наблюдал, чтобы животные делали это для создания новых значений открытым продуктивным способом. Они не имеют многоуровневого значения, которого достигает человеческий язык.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Гипотеза последовательности

Вместо того, чтобы гоняться за грамматикой у животных, более обоснованный подход предполагает изучение того, какие когнитивные различия могут объяснить разрыв, который мы наблюдаем между людьми и другими животными. Одной из таких идей является гипотеза последовательности, разработанная исследователями из Центра культурной эволюции в Стокгольме. Она предполагает, что люди обладают уникальной способностью распознавать и запоминать точный последовательный порядок событий или элементов, включая слова в языке.

дельфин в воде
Freepik
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Исследования, проведенные за последние несколько лет, убедительно доказывают, что животные, не относящиеся к человеческому роду, включая наших ближайших родственников, представляют порядок лишь приблизительно. Например, недавние эксперименты с бонобо, в том числе с всемирно известным Канзи, показали, что в ходе 2400 испытаний эти обезьяны не научились отличать последовательность желтого и синего цветов от последовательности синего и желтого цветов на экране.

Люди, с другой стороны, мгновенно улавливают это различие. Эта способность позволяет нам понимать неизвестные лингвистические выражения.

Недавние теоретические исследования с использованием искусственного интеллекта (ИИ) показали, что распознавание и запоминание последовательностей может позволить не только различать короткие выражения, но и извлекать иерархические структуры и грамматические категории, которые обеспечивают открытую композицию из лингвистического материала в процессе обучения.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
попугаи
Freepik

Подобная точность мышления влияет не только на язык. Она меняет наше видение мира, разбивая опыт на гораздо более четкие ситуации. Но более богатый мир также сложнее изучать, потому что количество возможных комбинаций стремительно растет.

Возможно, это привело к совместной эволюции умственных способностей человека и нашему необычайно долгому детству. Затраты на обучение, связанные с запоминанием последовательностей, могут объяснить, почему ни одно другое животное не пошло по этому пути.