9 самых странных авиационных происшествий в истории!

Иногда авиационные происшествия выходят за рамки стандартных катастроф. Мы выбрали пять случаев, которые поражают своей абсурдностью, героизмом и технической невозможностью.
Юрий Гандрабура
Юрий Гандрабура
Журналист-переводчик
9 самых странных авиационных происшествий в истории!
Unsplash

Авиапроисшествия классифицируют как аварии — если есть пострадавшие или разрушения — и инциденты, если все закончилось без жертв. Однако в истории авиации были случаи, которые не укладываются ни в одну категорию.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Photo credit: ozatwar.com

Самые странные случаи в истории авиации

  • 1. Воздушное столкновение над Броклсби

В 1940 году два учебных самолета ВВС Австралии столкнулись над Броклсби.

Один из пилотов покинул самолет, а второй — Леонард Фуллер — остался в кабине и обнаружил, что может управлять обоими самолетами, сцепившимися в воздухе.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сообщалось, что Фуллер благополучно приземлился на расстоянии 8 км от места столкновения.

  • 2. Пилота вытянуло из кабины — рейс British Airways 5390

В 1990 году у самолета British Airways на высоте более 5 000 метров вырвало лобовое стекло. Капитана Тимоти Ланкастера частично вытянуло из кабины.

Сообщалось, что стюард удерживал Ланкастера за ноги, пока второй пилот не взял управление на себя и не посадил самолет. Ланкастер выжил, однако получил переломы и обморожение.

  • 3. Угон с самодельным парашютом — рейс Philippine Airlines 812

В 2000 году рейс Philippine Airlines был захвачен террористом с пистолетом и гранатой. Мужчина ограбил пассажиров и попытался покинуть самолет с самодельным парашютом.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Один из пилотов заметил, что у парашюта нет кольца, и прикрепил к нему штору. После того, как угонщик выпрыгнул, его тело нашли в джунглях — парашют не сработал.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
BBC
  • 4. F-15 без крыла — столкновение на учениях ВВС Израиля

В ходе учений в 1983 году израильский F-15 столкнулся в воздухе с A-4. История гласит: несмотря на потерю крыла, пилот Зиви Недиви сумел посадить самолет.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Конструкторы самолета утверждали, что полет с одним крылом невозможен, но машина была отремонтирована и вернулась в строй.

  • 5. Массовая гибель у Устики — рейс Aerolinee Itavia 870

Итальянский рейс 870 рухнул в море у острова Устика в 1980 году. Все 81 человек на борту погибли. Официально причиной назвали попадание ракеты, предположительно, во время воздушного боя между силами НАТО и Ливии. Правительство Италии обвиняли в сокрытии правды, а суд постановил выплатить компенсацию семьям погибших.

  • 6. Чудо над Явой — отказ всех двигателей рейса British Airways 009

Летом 1982 года лайнер British Airways следовал из Куала-Лумпура в Перт, когда над Явой внезапно отказали все четыре двигателя. До этого пассажиры заметили странное свечение на стекле и запах гари — признаки так называемого огня святого Эльма.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Экипажу удалось сохранить спокойствие и спустя 15 минут перезапустить двигатели. Оказалось, самолет попал в облако вулканического пепла от извержения вулкана Галунггунг.

Пепел повредил турбины, но позже затвердел и осыпался, что позволило вновь запустить системы. Посадку совершили в Джакарте.
Photo credit: theaviationist.com
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  • 7. Трагедия в небе Германии — столкновение над Уберлингеном

В июле 2002 года над немецкой деревней Уберлинген столкнулись российский Ту-154 и грузовой Boeing DHL. В катастрофе погибли 71 человек, включая 45 школьников.

Причиной стало расхождение команд: автоматическая система TCAS призвала российский самолет набирать высоту, но швейцарский диспетчер отдал команду снижаться.

Ошибку допустил диспетчер Петер Нильсен, который работал один на два поста. Позже в его доме появился Виталий Калоев — архитектор, потерявший жену и детей. Он лично нашел и убил Нильсена. Этот случай стал одним из самых трагичных примеров ошибок в управлении воздушным движением.

Photo credit: luca.ghedini
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  • 8. Самолет-призрак — катастрофа Helios Airways 522

В 2005 году рейс из Кипра в Прагу закончился трагедией: спустя два часа полета, самолет потерпел крушение в Греции. Погибли все 121 человек.

Причина — невключенная система герметизации, оставшаяся в положении «manual» после технического обслуживания. Из-за нехватки кислорода весь экипаж и пассажиры потеряли сознание. Самолет продолжил лететь на автопилоте, пока не закончился топливо.

Один из стюардов, Андреас Продрому, оставался в сознании дольше других и пытался спасти рейс, но не успел.
  • 9. Частичная катапультация — инцидент на борту US Navy KA-6D

В 1991 году во время полета с авианосца «Абрахам Линкольн» у штурмана Кита Галлахера неожиданно сработала катапульта, но парашют обмотался вокруг хвоста, и его тело застряло наполовину в стекле кабины.

Сообщалось, что голова Галлахера оказалась снаружи под мощным потоком воздуха, дыхание было затруднено. Пилот Марк Бейден не поддался панике и посадил самолет через 6 минут. Галлахер выжил, но получил травмы и был отстранен от службы на полгода.