Строительство метро Москвы началось в 1931 году и спустя четыре года оно открыло свои двери для пассажиров. Подземка продолжает стремительно развиваться, обеспечивая граждан всем необходимым для комфортного передвижения. 15 мая Московский метрополитен отметил свое 90-летие, а вместе с ним и Сокольническая линия, ведь именно она первая открылась в этот день.
Что скрывает от нас подземка: 10 интересных фактов о московском метро

Почему голоса подземки разные?
Изо дня в день практически каждый из нас бывает в метро и слышит уже, будто родные голоса, озвучивающие станции в метро. При этом мы слышим как мужской, так и женский голос на определенных остановках. Если мы следуем от окраины к центру, то станции объявляет мужчина, а если от центра к окраине — мы слышим женский голос. В случае с кольцевой линией правило действует несколько иначе. Так, при движении состава по часовой стрелке производится мужская озвучка и наоборот, против часовой стрелки — женская.
Такая система имеет место быть в целях улучшения ориентации людей с потерей зрения и другими зрительными проблемами.

За метрополитен «спасибо» червям
В далекие 1930-е годы строительство московской подземки было осложнено, ведь тогда отсутствовали такие передовые технологии, как сегодня. Возведение первых станций подразумевало ручную работу. Да-да, они строились без помощи специальной техники, а благодаря лопатам и киркам. Нетрудно догадаться, насколько такой процесс осложнял и затягивал работу.
Однако система строительства в разы стала легче, когда для прокладки тоннелей стали применять мощную металлическую конструкцию под названием «проходческий щит». Кстати, такой механизм впервые был использован в СССР именно при строительстве Московского метрополитена. Его создателем является английский инженер Марк Брюнель.
А теперь вернемся к тем самым червям. Англичанин вдохновился на изобретение уникального механизма, наблюдая за работой корабельных червей. Первое, на что Брюнель обратил внимание — голова, которая была покрыта мощной раковиной, имеющей зазубрины на краях. Он понимал, что это упрощает моллюску просверливание ходов в древесине, при этом оставляя позади себя тоннель с гладкими стенками. Так, гению удалось воплотить свою идею в реальность в 1817 году и уже спустя 8 лет данная конструкция впервые была использована во время строительства тоннеля под Темзой. А в 1934 году и Москва узнала об этом потрясающем изобретении, благодаря которому мы пользуемся метро. Спасибо червям, ну и Брюнелю, конечно!
Строительство подземного метро изначально не было запланировано
Московский метрополитен начали строить в 1931 году. Изначально в планах было возведение наземного вида транспорта, а под землей предполагалась небольшая трасса в центре Москвы. Тогда над этим проектом был ответственный инженер Вениамин Маковский, который решил внести в него изменения. Маковский выдвинул предложение о строительстве метро на глубине 35 метров. Поскольку в советские годы подобными работами не занимались, его задумку быстро отвергли. Но все же был человек, которому обновленный план метрополитена понравился и им оказался Иосиф Сталин.

Иностранцы повлияли на цвет схемы метро
Открытие московского метро состоялось 15 мая 1935 года. Изначально схема подземки содержала в себе всего несколько цветов — черный и белый. Только в 1957 году она стала разноцветной и все ради иностранных граждан. В том же году планировалось проведение Всемирного фестиваля молодежи и студентов. Гости из разных стран прибыли в СССР перед его началом. Поскольку иностранцы не являются носителями русского языка и в метро при существующей схеме им было бы трудно ориентироваться, было принято решение сделать ее цветной. Так, появились четыре новых цвета: синий, зеленый, красный и коричневый.
За всю историю московское метро прекращало свою работу лишь на один день
И это произошло 16 октября 1941 года. В годы Великой Отечественной войны метро собрало в себе тысячи людей, для которых оно стало, в некотором смысле, настоящим домом. Граждане укрывались от авианалетов и заново учились жить, но только уже в подземке. 15 октября 1941 года вступило в силу постановление «Об эвакуации столицы СССР». Тогда в срочном порядке эвакуировались предприятия, Правительство, люди стремились как можно быстрее отдалиться от столицы. Трагические события коснулись и Московского метрополитена.
15 октября глава Наркомата путей сообщения Лазарь Каганович отдал распоряжение полностью уничтожить метрополитен, после чего он был подготовлен к затоплению и заминированию. Так, 16 октября 1941 года подземка была выведена из строя практически на весь день. Однако позже власти пересмотрели свое решение в виду ужасающих последствий и приняли решение возобновить работу метро. Вечером того же дня начали функционировать некоторые станции, а спустя день оно полностью заработало. Это был единственный день в истории, когда московская подземка прекратила работу для пассажиров.
«Новокузнецкая» мозаика как память о блокадном Ленинграде

Станцию Замоскворецкой линии украшает мозаика, полная истории и трагизма страшных дней блокадного Ленинграда. Именно в тот страшный период над ней работали несколько человек. Создателем является художник-мозаичист Владимир Фролов, а также два его помощника, которые набирались опыта у творца. Позже Фролов в полном одиночестве трудился над мозаикой, поскольку двое его учеников скончались. Как только автор завершил свой проект, он ушел из жизни от истощения.
Метро имело другой род
Если в наши дни современный человек упомянет метро в мужском роде, это покажется странным, ведь все мы знаем, что оно имеет средний род. Однако изначально подземка относилась к мужскому, поскольку «метро» — сокращение от слова «метрополитен». Спустя время в обществе укоренился средний род для этого слова.
Буква «М» изначально являлась декором
Каждый знает, как выглядит красный символ метрополитена, причем он знаком не только москвичам, но и туристам. Над созданием главного логотипа трудился архитектор Иван Таранов. Впервые буква была возведена на фасадах павильонов в 1935 году, вот только ее дополняла световая надпись «Метро». Именно она брала на себя основную смысловую нагрузку, а символ использовался в качестве декора.
Со временем надпись убрали, а запоминающаяся буква осталась. С появлением Кольцевой линии логотип претерпевал изменения согласно новым стандартам. Логотип, который мы можем наблюдать в настоящее время, был разработан в 2014 году и представляет собой единый формат всех символов метро Москвы.
Самая тихая станция московской подземки

Да-да, она действительно существует, несмотря на бесконечный шум в подземке, от которого, кажется, нельзя скрыться ни на одной станции. Вероятно, горожанам, проживающим вблизи станции «Пражская», необычайно повезло, ведь именно она является самой тихой. При ее строительстве были использованы особые керамические плитки, в которых расположены воздушные поры, способные поглощать шумы.
Меры безопасности, которые нужно знать, как «Отче наш»
Каким бы не было метро удобным и популярным транспортом, безопасность никто не отменял. Наиболее частые ЧП связаны с падением на рельсы и здесь важно то, в какую сторону вы ляжете головой. Оказавшись в трудном положении, важно расположиться головой вперед. Так, поток воздуха от несущегося поезда не поднимет вашу одежду, которая может попасть под колеса. Приняв такое положение, вы не только спасете себе жизнь, но и не получите травм.