«Осторожно, горячо!» А вы знали, что эта надпись появилась на стаканах с кофе после громкого судебного дела?

В 1994 году репутация McDonald’s пострадала из-за судебного иска, поданного одной из посетительниц заведения. Некая Стелла Либек смогла отсудить у ресторана быстрого питания внушительную сумму в качестве моральной компенсации, после чего на всех одноразовых стаканчиках с горячими напитками «на вынос» появилась предупреждающая надпись: «Caution, hot» или «Осторожно, горячо». Какой скандал произошел в конце прошлого века и почему этот кейс до сих пор приводят в пример студентам-юристам в разных странах — рассказываем в этой статье.
Анастасия Баканова
Анастасия Баканова
Выпускающий редактор сайта
«Осторожно, горячо!» А вы знали, что эта надпись появилась на стаканах с кофе после громкого судебного дела?
Unsplash
Дело с участием McDonald’s сегодня продолжает вызывать споры у юристов.

Либек против McDonald’s, или Дело о чашке кофе

США, 1992. Место действия — парковка McDonald’s. Внук 79-летней Стеллы Либек ненадолго остановил машину, чтобы женщина, сидевшая сзади на пассажирском кресле, могла спокойно добавить сахар и сливки в купленный кофе. Несколько минут назад семья завтракала внутри ресторана, но перед отъездом решила взять кофе с собой. В тот день, казалось бы, ничего не предвещало беды.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В машине женщина открыла крышку и зафиксировала эспрессо между ног, удерживая чашку коленями, чтобы добавить сливки. Но не прошло и минуты, как злополучный стаканчик перевернулся, окатив кипятком коленки, бедра и паховую область Либек. Всего за несколько секунд кофе выжег слои мышечной и жировой ткани: посетительница получила серьезные ожоги третьей степени и нуждалась в операции по пересадки кожи. Она провела в больнице больше недели, а полное восстановление заняло два года.

Стелла Либек
Стелла Либек
JOE MARQUETTE / AP
Кажется, что по случайности пролить кофе себе на колени — обычное дело. Но тот случай выявил халатность со стороны компании.

После случившегося мисс Либек подала на McDonald’s иск в размере 20 000 долларов, чтобы покрыть расходы на лечение. Но в ответ на взыскание компания заявила, что готова возместить только 800 долларов, чего не хватило бы на закрытие даже части медицинских счетов. Тогда женщина наняла юристов и обратилась в суд. Дело набирало обороты и становилось все более опасным для репутации компании.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В ходе расследования помощник юриста посетил несколько организаций — кафе и ресторанов быстрого питания, — чтобы измерить температуру горячих напитков. Так, выяснилось, что в McDonald’s кофе был примерно на 30-40 градусов горячее, чем в других компаниях.

После того, как судебное разбирательство привлекло внимание общественности, появились сведения о других пострадавших от горячих напитков: больше 700 человек, включая детей, получили ожоги в ресторане за 10 лет до несчастного случая с Либек, но ни один из этих инцидентов так и не дошел до суда.

кофе в McDonald’s
Freepik
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Последствия одной ошибки

В 1994 году суд выплатил пострадавшей компенсацию в размере 160 тыс. долларов, так как признал, что в произошедшем на 20% виновата сама посетительница. Однако этот факт не снимал ответственности с компании. С McDonald’s присяжные сначала взыскали штрафные санкции общей суммой 2,7 млн долларов (на тот момент это была двухдневная прибыль заведения с продажи кофе). Но через месяц после окончания судебного процесса судья уменьшил компенсацию до 640 тыс. долларов. Когда дело было окончательно закрыто, стороны договорились о несколько иной сумме, которая официально не разглашалась.

Несмотря на то, что сумму компенсации удалось существенно снизить, дело побудило McDonald’s и другие заведения, отпускающие напитки и продукты питания, придумать способ юридически обезопасить себя от похожих неприятных случаев. С тех пор кафе и рестораны разработали специальные крышки для одноразовых стаканчиков, а также стали наносить на них предупреждающую маркировку с надписью «Осторожно, горячо». Посетители были предупреждены о рисках, а значит цена неуклюжести полностью ложилась на их плечи. Практика распространилась по всему миру.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Но и это еще не все. Случай с пролитым по неосторожности кофе затронул даже автомобильную промышленность. Хотя подстаканники стали входить в комплектацию автомобилей уже в 1950-х годах, они встречались далеко не во всех моделях. Случай с Либек показал автопроизводителям, что такое удобство в машинах необходимо.

Не самый светлый юмор от канадцев

Старое дело снова вспомнилось после маркетингового трюка канадского кафе в 2019 году. Местная кофейня решила хайпануть на забытом «кофейном кейсе», выпустив стаканчики с шутливыми строками: «Если бы это была другая страна, мы были бы вынуждены предупредить вас, что содержимое может быть горячим. Хорошо, что это Канада!».

Стаканчики в канадском кафе
boredpanda.com