Сегодня идея купить целое государство кажется фантастикой. Но в прошлом такие сделки действительно происходили. США, например, приобрели у Франции Луизиану (1803 год), у России – Аляску (1867), а в 1917 купили Виргинские острова у Дании.
Может ли одна страна купить другую?

В истории такое бывало
А в 1880-х бельгийский король Леопольд II и группа инвесторов захватили почти всю территорию современного Конго, заключив сделки с местными правителями. На бумаге это называлось созданием независимого государства – Свободного государства Конго, которым правил лично сам Леопольд. Позже, из-за международного давления и ужасающих злоупотреблений, он продал эту «страну» бельгийскому парламенту примерно за 63 миллиона долларов в перерасчете на современные деньги.
Что говорит международное право сейчас?

В современном мире все гораздо сложнее. По словам экспертов, если раньше достаточно было договориться о цене, то теперь сделки такого масштаба требуют согласия не только государств, но и самих жителей этих территорий. Это – принцип самоопределения, закреплённый в международном праве: нельзя просто продать землю, где живут люди, без их согласия.
Также важно учитывать статус территории. Например, Гренландия – автономный регион с собственным парламентом и флагом. Даже если бы Дания захотела «продать» остров США, она не могла бы сделать этого в одностороннем порядке.
Идея из прошлого
Эксперты подчеркивают: продажа целых стран больше напоминает колониальные практики, от которых мир давно отказался. По мнению политолога Ребекки Ричардс (Rebecca Richards), любые подобные попытки в современном мире встретят жесткую критику – и не будут признаны международным сообществом.
Кроме того, покупать территорию в наши дни – экономически нецелесообразно. Проще арендовать землю под базы, заключить договор о добыче полезных ископаемых или наладить стратегическое партнерство. Покупка всей страны – слишком громоздкий и дорогостоящий путь к тем же целям.
Значит – нельзя?

Технически, если все стороны (включая население) согласятся, то такая сделка возможно могла бы состояться. Но в реальности – практически невероятна. Как заметил один из экспертов, «времена, когда страны и народы можно было просто купить, к счастью, прошли».